Open
Close

Кунг фу что нужно знать прежде всего. Настоящие секреты кунг-фу

Считается, что овладеть каллиграфией довольно
трудно, однако это означает всего лишь, что искусство
китайского письма должно расти в человеке в течение многих
лет. Мы говорим Это довольно трудно о задачах, которые
требуют приложения усилий и при выполнении которых мы
потеем, кряхтим и ухаем. Между тем, вся трудность китайского
письма состоит в том, чтобы предоставить возможность кисти
писать самой по себе.
А.Уотс
Тема восточных единоборств не так далека от астрологии, как
может показаться на первый взгляд. Здесь наука так же тесно
переплетается с искусством, знания - с опытом и интуицией. Такое
же сбивающее с толку обилие школ и направлений. Мастерство
соседствует с шарлатанством. Как и астрология, боевое искусство
долгое время находилось у нас в стране под запретом, так что его
энтузиасты были поставлены в условия того же самого
информационного вакуума. И, наконец, самое главное: кунг-фу, как и
астрология - это в первую очередь путь самопознания, не имеющий
конца.
Мой собеседник просил не называть в статье его имени. Он
родился в небольшом городе ближнего зарубежья, начал заниматься
еще в до-перестроечные годы, теперь преподает (вне рамок
официальных секций и клубов).
- Прежде, чем начать разговор, хотелось бы разобраться с
терминами. Кунг-фу, у-шу, единоборства, рукопашный бой, карате -
для Вас это синономы?
- Все эти термины можно условно разделить на две категории: кунг-фу и
у-шу. У-шу буквально переводится как боевые искусства. Сюда входят
единоборства, рукопашный бой, карате, работа с оружием. Кунг-фу - это
скорее уровень притязаний. Внешне оно может ничем не отличаться от любого
из боевых стилей. А может и вообще никак не быть с ними связано,
проявляясь, скажем, в кулинарии, вышивании, плотницком деле или чем-то
другом. Фэн Цзицзай в своем произведении Волшебный кнут рассказывал о
маляре. Тот заходил в комнату, будучи одет в черный фрак, брал две кисти и
начинал бешено их вращать. Результат: идеально белая комната и идеально
черный фрак. Из иакого человека получился бы идеальный боец. Потому что
занимаясь своим, казалось бы, простым делом, он развивал в себе
высочайший уровень концентрации. Кунг-фу и есть тот самый высочайший
уровень концентрации. Кунг-фу - и есть тот самый уровень концентрации,
обращения вглубь себя. Таким образом, как термин, это слово означает
внутреннюю ориентировку.
Мой учитель приводил такой пример. Резчик по дереву вырезает ложку.
На следующий день - вилку. Еще через день - чашку. Через год он вырезает
Будду. Таков метод у-шу: совершенствование техники. В кунг-фу другой
подход: сегодня - ложку, завтра - ложку, через год - ложку. Но пусть кто-
нибудь попробует сказать, что после этого нельзя вырезать Будду! Резчик,
идущий по второму пути, постепенно все тоньше чувствует нюансы: давление
резца, сопротивление дерева, когда надо задерживает дыхание... По сути
дела, он изучает себя, совершенствуется сам. Есть такое понятие Дао-фат
(это вьетнамский термин) - Путь Будды (в отличие от Буддизма - религии).
Критерии Дао-фат в боевом искусстве - минимум внешней техники.
Помните, в фильме Семь самураев был боец со шрамом на лице? Сказав:
Пойду поупражняюсь, он начал топтаться в скользкой глине, затем одним
движением встал в боевую стойку и вытащил меч. И так повторял раз за
разом. В одно единственное движение вкладывая тысячу качеств.
Часто у-шу называют системой самосовершенствования. Но в
большинстве внешних систем мастерство приравнивается к совершенному
владению техникой. Этого недостаточно. В конце концов, трус, который идет
заниматься карате и через какое-то время получает черный пояс, становится...
трусом с черным поясом. Он перестанет бояться только тех, кто не дорос до
черного пояса.
С другой стороны, человек занимающийся внешним стилем с большим
количеством ката может быть предрасположен к некоторым экспериментам,
изучению себя вне всякой связи с информационной нагрузкой данного стиля. В
таком случае, несмотря на все свои многочисленные познания, он
сосредотачивает свое внимание на изучении тонких, сутевых качеств, взяв в
качестве базы один единственный удар - как самурай в фильме. Кроме того,
практически во всех стилях существуют внутренние аспекты, состоящие в
первую очередь из работы с дыханием. Так как дыхание - это связующее
звено между внутренним и внешним.
Но существуют и канонические внутренние стили. Например, китайские
Тай-цзы-цюань, Багуа, Син-И. Эти стили, ориентируясь на внутреннее
развитие, заведомо имеют мало внешних движений. Самая емкая форма в
Тай-цзы имеет сто восемь движений.
- ...Это называется немного?
- Могу сказать, что первые пять учебных ката в карате имеют уже
больше движений. Если же брать традиционные китайские системы, то
встречаются десятки и сотни тысяч.
- Это правда, что кунг-фу можно заниматься в глубокой
старости?
- Еще одна отличительная черта кунг-фу: человек не работает над
развитием того, что рано или поздно заберет возраст. А шпагаты, высокие
удары ногами - все это признаки внешнего подхода. У-шу мало чем
отличается от спорта. Разве что, культурой.
- Но нижний-то возрастной предел наверняка существует?
- Да, пожалуй. Я бы назвал возраст 13-14 лет. Ребенок растет и в силу
своей природы ориентируется на внешнее, познает внешнее. Просто для того,
чтобы выжить. Ребенку можно помочь подготовить тело к занятиям. Например,
через занятия плаванием, гимнастикой, тем же у-шу.
Занятия кунг-фу включает в себя маленькую, никому незаметную
внутреннюю работу по искоренению ряда привычек, стереотипов. По сути
дела, нельзя даже так ставить вопрос: Занимаешься ли ты кунг-фу? Кунг-фу
не ограничивается рамками тренировочного зала. Это также то, как человек
ведет себя в быту. Оно либо есть либо его нет, им нельзя заниматься. Не
говорит же никто: Я практикую еду. Со временем, конечно, смысл термина
исказился и в массовом сознании отождествился с у-шу. Главным образом,
благодаря чисто западному взгляду на этот феномен, различным
кинофильмам.
- Итак, кунг-фу - это работа над собой, которая может быть
совершенно не связана с бросками, захватами, ударами. Но все-таки,
Вы со своими партнерами и учениками занимаетесь отнюдь не
кулинарией...
- Это можно назвать так: кунг-фу боевых искусств. Изучение себя
методом боевых искусств. Сам факт поединка, ситуации, в которой тебе могут
сделать больно, заставляет быть предельно внимательным. Поединок
закаляет внутренние качества. Очень легко быть спокойным, когда тебя никто
не раздражает, добрым - когда не атакуют. Кунг-фу учит покою,
работоспособности в любой ситуации. Некоторые люди считают, что любые
занятия единоборством приводят к Духу. К сожалению, слишком многое из
того, что я видел, на деле выливалось лишь в грубость и злобу. Тогда как
настоящее кунг-фу - это ключ, помогающий проникнуть вглубь, к истокам,
дающий понимание красоты на новом уровне - простой, обыденной красоты.
- Не совсем понятно, причем здесь понимание красоты. Как это
получается?
- Занятия развивают культуру движения (не путать с физической
отработкой). Культура движения тела тесно связана с более тонкими
структурами человеческого существа. Изучая их, занимающийся открывает для
себя целый мир и перестает ощущать себя просто физическим телом. Такую
же тонкую организацию он начинает видеть и ощущать во всех проявлениях
природы.
Опять же, все решает уровень притязаний. Однажды у палача, держащего
в руке ромашку, спросили: О чем гадаешь?- Я не гадаю, я лепестки
обрываю,- ответил он.
- В движениях, которые выглядят как танец, когда исполняются
индивидуально, на самом деле скрыта убийственная сила. Плавно
выставленная ладонь может на практике означать удар в область
печени противника. Что происходит с красотой, о которой мы только
что говорили, случись человеку применить боевые приемы в
уличной ситуации? Или это уже не кунг-фу, а рукопашный бой?
- Если у человека есть кунг-фу, он не может забыть его дома или
достать из кармана. Допустим, он попал в ситуацию, когда вот-вот по чьей-то
воле произойдет разрушение. Задача человека - уйти от разрушения. Пути
ухода бывают разные. Он может, например, убежать - если, конечно, не
скован определенными условностями. Может защищаться. Атаковать.
Наконец, подставить другую щеку (если на это хватает сил). Но в любом
случае, не сделает больше, чем нужно для того, чтобы уйти от разрушения. То
есть, ведет себя соответственно ситуации. Я, например, не считаю
необходимым прыгать двумя ногами на голову поверженного противника,
которому и без того уже не хочется вставать.
- В школах внутренней ориентации, где в качестве задачи не
ставится победа над противником, практикуется много такого, что
на первый взгляд выглядит не слишком практичным с точки зрения
улицы. И первое время могут отсутствовать даже элементы
поединка. С другой стороны, есть стили, стоящие ближе к спорту.
Там спарринг практикуется с самого начала. Не говорит ли это о
меньшей приспособленности внутренних направлений к грубой
действительности? Может быть, в ряде ситуаций уместна именно
агрессия, ответная грубость - в конце концов, такова природа?
- Опять же, все решает уровень притязаний. Если мотивом занятий
служит желание быстро научиться самообороне, то имеет смысл заняться
боксом. Или завести пистолет. А развитие вглубь требует длительного
времени и далеко не сразу может быть реализовано на практике. Кстати, на
Востоке в рамках многих серьезных школ, длина которых свыше тридцати
лет, существуют под-стили, предназначенные исключительно для защиты
школы. Приемы формируются за очень короткое время и представляют собой
набор относительно простых технических и тактических навыков. Если нужно
воевать, они воюют.
Что же касается спарринга, то, откровенно говоря, мне легче драться, чем
спарринговать на спортивной арене. В спарринге слишком много ограничений:
туда не бить, этого нельзя... Надуманные правила, искусственная ситуация...
- Но есть же так называемые бои без правил - контактные
поединки, в которых могут померяться силами представители любых
школ.
- Во-первых, настоящие мастера не участвуют в таких шоу. Во-вторых,
на самом деле и там не обходится без правил.
- Например?
- Не бить в глаза, в пах, в горло, не кусаться и многое другое. В
результате все сводится к тому, что побеждает грубая физическая сила. Ведь
исключены многие элементы, которые позволят справиться с более мощным,
чем ты, соперником. Наш учитель вообще не разрешал нам заниматься
поединками, несмотря на то, что когда мы встретились, многие из нас уже
имели за плечами солидный опыт спаррингов.
- Вы занимаетесь уже больше пятнадцати лет. Какими были
первоначальные мотивы и взгляды? Изменились ли они с тех пор? И
кто тот учитель, о котором Вы не раз упоминали?
- Мне бы не хотелось говорить больше пятнадцати лет. Лучше сказать:
гораздо меньше двадцати лет - это лучше соответствует моему
мироощущению.
Не могу сказать, что главным мотивом, когда я впервые пошел
заниматься, было приобретение боевых навыков (хотя тогда мне и могло так
казаться). Скорее это был протест против запретов властей и врачей. В то
время я был очень негибким и упрямым. И не мог согласиться с любыми
ограничениями свободы выбора. В юности я перенес тяжелое заболевание.
Врачи пророчили, что несоблюдение постельного режима, а впоследствии -
покоя - грозит самыми серьезными последствиями, вплоть до летального
исхода. А я взял и начал заниматься каратэ. В неофициальной секции.
Неприятностей с властями хватало, приходилось скрываться, убегать. Наши
занятия были мало похожи на то бесконтактное каратэ, которое в течение
некоторого времени было разрешено в СССР. ...Родители были в шоке. А я
почувствовал себя намного лучше. Потом один из врачей сказал: Этим ты
себя спас. И я тебе рекомендую в дальнейшем заниматься любыми
восточными единоборствами - будь то каратэ или что-то другое... Это я
говорю тебе как человек. Как врач - не имею права...
- Вероятно, Ваши тогдашние занятия были далеки от идеи кунг-
фу - в том смысле, в котором Вы только что определили его?
- Безусловно, далеки. Сперва я вошел во вкус занятий, но со временем
начал испытывать неудовлетворение стилем, которым занимаюсь. Наверное,
дело было опять в моем упрямстве. Я не верил, что тупая растяжка и
наращивание физической силы, пусть даже в специальных упражнениях
каратэ, дают ответы на все вопросы. Мой инструктор думал точно также. Он
был в прошлом легкоатлетом и имел профессиональную травму (колена). В
связи с этим, он был одержим поиском мягких стилей. При отсутствии
информации все, связанное с мягкими, внутренними стилями, было овеяно
ореолом тайн и слухов. Тогда он стал самостоятельно развивать некоторые
мягкие принципы - качественные и тактические. Мои старшие друзья и я сам с
восторгом стали почвой для его экспериментов. Условия информационного
вакуума оказались для нас очень своевременными и плодотворными. Это
было время постоянных и длительных спаррингов. Мы встречались со многими
мастерами. И, не найдя у них ответов, перерабатывали полученную от них
информацию по-своему. За время поисков мы накопили немалый технический
багаж и поняли ограниченность любой техники. Можно провести параллель с
музыкой. Мы хотели осмыслить и почувствовать музыкальные законы,
импровизировать и, конечно же, сами писать музыку. Очевидно, для того,
чтобы этому научиться, необходим инструмент для извлечения звука. Вот мы и
учились играть то на гитаре, то на флейте, то на рояле. Каждый новый
специалист прежде, чем говорить с нами о музыке, требовал, чтобы мы
досконально изучили его инструмент. Но дальше дело, как правило, не шло.
Мы обижались, полагая, что нам не выдают какие-то секреты. Сейчас я
понимаю, что многие из этих людей сами не могли отделить науку о музыке от
техники игры на своем инструменте.
И вот, в середине восьмидесятых мы случайно познакомились с одним
вьетнамцем. Узнав, что мы занимаемся кунг-фу (в тот период мы пытались
освоить Тайцзы-цюань), он выразил желание заниматься вместе с нами. Что и
делал под руководством нашего лидера в течение как минимум трех месяцев.
На первый взгляд, это был человек, весьма далекий от боевых искусств, к тому
же с очень не подготовленным телом. Он не мог достать пальцами до пола при
прямых ногах.
Как-то раз мы сидели на кухне. Наш инструктор подробно описывал
тонкие аспекты работы в Тайцзы-цюань. Оторвав скучающий взгляд от окна,
вьетнамец спросил: А можешь ли ты показать, как бьют в Тайцзы-цюань? -
Могу,- ответил наш лидер. И продемонстрировал удар. На что наш новый
друг попросил ударить в полную силу. Тот ударил... и упал. Никто не понял,
почему. Мы сидели, открыв рты. И вот наш новый друг стал преподавать
нечто, мало напоминающее наши представления о кунг-фу.
Суть метода мы долго не могли понять. Часами приходилось проделывать
упражнения, не дающие на первый взгляд никакого результата. И все же,
чувствуя, что наши прежние поиски зашли в тупик и будучи готовы оставить
сферу прикладного у-шу, мы продолжали двигаться в этом, принципиально
новым для нас, направлении. Большие трудности создавал языковый барьер.
Наш мастер едва говорил по-русски. Однако, именно это помогало нам лучше
понять кунг-фу - через руки.
- И все-таки, что же это было такое и откуда? Может быть,
разновидность уже известного в Москве вьетнамского стиля вин-чун?
- Это было чисто семейное направление, название которого мало о чем
скажет... Нет, это нельзя назвать вьетнамским вин-чуном. В нем крайне мало
техники. Тем не менее, задавая учителю вопросы, связанные с нашими
прежними практиками, мы получали очень простые и вместе с тем
исчерпывающие ответы. Чаще всего опять же через руки. Удивленные его
осведомленностью, мы спрашивали, есть ли подобное в его школе. Он отвечал
отрицательно. И все время ориентировал нас понятием корень. Корни
дерева не бросаются в глаза. Но содержат информацию о каждом
трепещущем листке. Крону дерева, листья можно сравнить с огромным
количеством внешних стилей. А корни - это та самая суть, до которой мы
прежде никак не могли докопаться.
И вот через некоторое время - довольно короткое - мы ощутили
результат наших занятий...
- ...Вы почувствовали в себе пресловутую ци - внутреннюю
энергию?
- Нет, речь не о ней, а о понимании того, откуда берется сила, как ее
передавать и как принимать. Чтобы придти к ци, нужно сперва освоить так
называемую мягкую силу. С детства мы вырабатываем навык напрягаться при
усилии. Зачастую это неоправданно, нерационально. Мы напрягаем ноги,
поднимая чашку чая. Или мускулы плеча, когда чистим зубы. Помимо прочего,
это связано с неудобной позой. В любой работе человек обычно использует
гораздо больше сил, чем нужно. Часто физически сильный человек не умеет
передать силу. Пытаясь, например, ударить или бросить какой-то предмет.
Следовательно, дело не только в мышцах. Для того, чтобы развить мягкую
силу, необходимо отказаться от мышечной силы. Мышца не должна мешать.
Для этого делаются специальные упражнения, в которых человек учится
расслабляться при усилии. Он ставится в такие условия, при которых ему
ничего не остается, как передавать силу исключительно через опорно-
двигательный аппарат, систему суставов и сухожилий. Мощь подъемного крана
заключается в противовесе и в системе блоков. У человека роль подобного
противовеса играет правильная позиция и опора в ноги. А функцию блоков
выполняют плечи и бедра... Просто бытует мнение, что мягкая сила - это
нечто пушистое, аморфное. На самом деле так может выглядеть один из
аспектов мягкой силы - легкость. Ее иногда называют спрятанной силой.
Но не надо путать мягкость с расслабленностью.
Только после развития мягкой силы можно говорить о ци. Напряжение,
мешающее мягкости, мешает и ци. При этом мы не отказываемся от
физической силы. Просто не позволяем ей воровать функции опорно-
двигательного аппарата и сухожилий, что происходит при ненужном
напряжении. Человек, развивая мягкую силу, может пользоваться суммарной
энергией тела. Только тогда можно работать с ци.
- Вы говорили об укоренившейся привычке тратить на любое
дело больше силы, чем это необходимо. Боритесь ли Вы как-то с этой
привычкой?
- Безусловно. Вообще, сила изучается в трех аспектах: качество,
количество и направление.
- Связано ли то, что преподавал Ваш учитель с каким-либо из
упомянутых ранее в нашем разговоре канонических внутренних
направлений?
- Если сравнивать источник силы с рекой, можно сказать, что река может
проявить силу тремя способами. Первое: волна На таком проявлении силы
сосредотачивается Тайцзы-цюань. Второе: водовороты любых масштабов -
Багуа. Третье: поток - будь то ровный или низвергающийся водопадом.
Поток, если не сносит препятствия, всегда находит лазейку. Такой подход
соответствует стилю Син-И. Продолжая эту метафору, можно сказать, что мы
изучаем саму воду: ее плотность, состав и возможности. Это позволяет понять
все три вида выдачи силы. Для изучения этого мы берем любую технику, с
учетом рациональности затрат времени на ее освоение. К примеру, вин-чун -
для изучение третьего аспекта выдачи силы. Наука о силе - это специи,
которыми можно приправить любое блюдо. Не каждый оценит вкус самих
специй. Даже в вышеназванных канонических школах саму силу начинают
изучать после длительных отработок внешних форм. То есть приправляют
блюдо в самом конце.
- М-да, вам с друзьями в свое время здорово повезло. Сейчас в
каждом городе имеется масса секций и, похоже, в большинстве из них
- совсем не то...
- Здесь речь идет скорее не о везении, а о готовности. Не каждый готов
делать упражнения, не дающие непосредственных результатов. Люди
руководствуются критериями внешней динамики, а ее у нас минимум. И
вообще, если человек готов, то даже занимаясь простым боксом, он найдет
указания на развитие.
Кстати, кунг-фу, привязанное к боевому искусству - не панацея. Очень
велико искушение зациклиться на боевом аспекте, что не позволяет развить
кунг-фу в полной мере. Не случайно традиционные боевые искусства
неразрывно связаны с духовными движениями: Буддизм, Даосизм и другие.
Возрождение славянских единоборств, как известно, тесно связано с
возрождением язычества - иначе это было бы просто спортом. Я бы сказал,
что боевое искусство - начальный этап духовного пути. К сожалению, в
большинстве случаев эта исконная связь сегодня проявляется как
приверженность экзотическим культам.
- Вы хотите сказать, что человек, желающий заниматься кунг-
фу, непременно должен присоединиться к какому-либо религиозному
движению? Как в таком случае быть христианам?
- Дело не в религии, а в сути. Способен ли человек различить зерно,
хватит ли у него сил работать с этим? Мир знал немало учителей, которые
разрушали догмы и указывали суть. Часто они были гонимы или в лучшем
случае не поняты. В христианстве есть аспекты внутренней работы, подобные
или заменяющие собой боевое искусство. Между прочим, в одном
документальном фильме о жизни некоего христианского монастыря я видел,
как монахи делают парное упражнение, подобное нашему.
- Что помогло Вам? Являетесь ли Вы последователем какой-
либо религии и учения?
- Многие ответы на свои вопросы я нашел в книгах Практического
мировоззрения.
- А кто автор?
- Автор не называет своего имени. И этому есть серьезные основания.
Общество, живущее в иллюзиях, не терпит говорящих правду.
- Вы лично встречались?
- Нет, я считаю, что от готовности ученика зависит больше, чем от
уровня учителя. Знаете, каждый не прочь иметь такого учителя как Иисус
Христос, но мало кто задумывается над тем, выдержит ли он груз апостола. В
настоящее время контакт с таким человеком возможен в форме
сотрудничества. Но для этого необходимо быть готовым выдержать
предложенный тебе режим работы. Иначе ты станешь просто обузой.

На прошлой неделе на страницах сайт было опубликовано интервью с мастером кунг-фу, последователем стиля Цзыжань-мэнь - Владимиром Шустровым. Сегодня вниманию читателей предлагается интервью с лучшим учеником Владимира Петровича - нашим собеседником стал Иннокентий Кесарев, известный многим фанатам боевых искусств своими выступлениями на межстелевых "Открытых коврах".

Иннокентий Кесарев и Владимир Шустров

Karate . ru : Как начался ваш путь в боевых искусствах?

Иннокентий Кесарев: Когда я пошел в первый класс, в первый же день, на первой же перемене мы сцепились с одноклассником - свалились на пол и начали возиться. Он схватил меня за шею и начал сжимать, а я не знал, как выбраться. После этого случая я пошел на самбо. А после, через несколько лет, в той же школе другой парень ударил меня кулаком в лицо, разбил губу, и я был крайне удивлен тем фактом, что можно бить, а не только бороться.

Потом был фильм "Пираты XX века" - там уже были и удары ногами. А после появились видеосалоны, в которых показывали китайские боевики. И я ни одного не пропускал! Именно тогда и зародилась идея научиться драться так, чтобы было не важно, каким стилем занимаются оппоненты, какого они размера и сколько их. Я поверил в то, что именно кунг-фу может дать все эти навыки. Это было единственное четкое сформировавшееся желание: я не хотел быть ни космонавтом, ни врачом, но жаждал научиться драться!

Karate . ru : С какими трудностями вы столкнулись на пути к заветной цели?

Иннокентий Кесарев: Возможно, это избитое выражение, но в моем случае это на 100% верно. В первую очередь мне надо было победить самого себя, потому как, прежде чем научиться справляться с другими людьми, пришлось научиться справляться с адреналином, эмоциями, зависимостью от мнения окружающих, со страхом и неуверенностью. Но и это не главное.


Karate . ru : А что важнее?

Иннокентий Кесарев: Мне скоро 42 года. Я занимаюсь кунг-фу 18 лет (большую часть этого времени - каждый день, а последние 10 лет - по 2-3 раза в день). Раз в неделю, после основной тренировки, мы проводим по 6-9 пятиминутных поединков. И мне хватает сил и здоровья делать все это, и, глядя на тех, кто моложе меня на 10-15 лет, я понимаю, что не зря все это делаю. Сохранить способность продолжать делать то, что нравится, и при этом продолжать прогрессировать (делать все еще быстрее, сильнее, техничнее, сложнее, красивее) - вот что важно!

Karate . ru : 18 лет занятий - неужели все было гладко, без разочарований?

Иннокентий Кесарев: Разочарований было много. Не получается, не поднимаются ноги на удары, получается на тренировке, не выходит в поединке, тяжело, все болит, травмы. Оказывается, надо заниматься еще с большим усердием именно тогда, когда не получается, когда хочется все бросить, уехать в горы кататься на сноуборде, потом на море - кататься на доске и ничего больше не делать.


Karate . ru : И как вы преодолевали себя?

Иннокентий Кесарев: Даже не знаю, просто продолжал тренироваться. Злился, думал, «какого хрена я все время в зале, еще и дома занимаюсь». Много раз ловил себя на мысли «сегодня не буду» - и даже соглашался с собой, но все равно продолжал тянуться, поднимать гантели, делать форму и ехал в зал на тренировку.

Karate . ru : Говорят, вы очень успешно участвуете в межстилевых поединках… Как вы думаете, чем обусловлен ваш успех?

Иннокентий Кесарев: Вообще, я ни на одном открытом ковре не выбирал себе соперника. После нескольких первых встреч организаторы мероприятий увидели мой уровень и начали сами подбирать мне соперников. Очень часто против меня выходили люди, которые были тяжелее меня на 10-20 кг - и это были весьма сильные и опытные соперники. Я никогда не отказывался. А о том, успешно ли я проводил эти поединки, можно судить по многочисленным видеозаписям.

Karate . ru : Расскажите о своих наставниках и их роли в вашем развитии.

Иннокентий Кесарев: Наставник у меня один - Владимир Шустров. Он научил меня всему, что я знаю, и все еще продолжает учить. Это человек, которого я видел чаще, чем всех в моей жизни. Безусловно, он оказал огромное влияние на то, кто я есть сейчас.

Karate . ru : Ваши планы и цели в кунг-фу?

Иннокентий Кесарев: Планы и цели?! Все просто: продолжать заниматься и тренировать свою группу. Кунг-фу позволяет делать это всю жизнь. Главное слово - "делать"!

Karate . ru : Приходилось ли применять свои навыки вне тренировок?

Иннокентий Кесарев: Приходилось. Я много дрался на улице. Мой подростковый возраст пришелся на конец 80-х, 90-е. В школе, на улице, при "походе" в соседний район. Начал заниматься в 99-ом. Тогда еще люди довольно часто дрались на улицах. Хотя я очень спокойный человек и никогда не выступал инициатором поединков. А вообще, настоящее кунг-фу, не киношное и не цирковое, - это самое эффективное и применимое боевое искусство (именно в условиях уличной драки, без правил, без весовых категорий и ограничений).

Karate . ru : Вы затронули интересную тему - применение боевого искусства в условиях «без правил». Сейчас очень популярны поединки по правилам ММА. Применимо и актуально ли кунг-фу в смешанных единоборствах?

Иннокентий Кесарев: Правила, по которым проходят поединки на открытых коврах, очень похожи на правила в ММА. Скорее, это даже не правила, а ряд ограничений с целью не допустить серьезных повреждений и травм, так как большинство участвующих - не профессионалы, мы не зарабатываем поединками деньги, а делаем это для собственного опыта и удовольствия.


Karate . ru : Также вы упоминали «киношное» и «цирковое» кунг-фу. Чем эти явления отличаются от настоящего кунг-фу?

Иннокентий Кесарев: Мифы и реальность крайне далеки друг от друга. Научиться за 3 года, как в кино, невозможно. Летать никто не умеет. Тайных смертельных точек нет (но есть места, при точном сильном попадании в которые может наступить смерть вне зависимости от того, какой техникой занимался бьющий). Кунг-фу - это много тяжелых физических тренировок, растяжка, наработка ударов, блоков, отработка парной техники, набивка всего тела и, обязательно, спарринги. А как иначе понять, действительно ли ты можешь драться? Межстилевые поединки нужны именно для этого - понять, подходит ли техника кунг-фу для поединка с людьми, занимающимися разными стилями.

Karate . ru : Какую оценку вы можете датьсостоянию кунг-фу в России?

Иннокентий Кесарев: О состоянии кунг-фу в России могу сказать только то, что из множества клубов, у которых в названии есть "кунг-фу" (кроме Винь-Чунь), ни один ни разу не приехал на открытые ковры, в которых участвовали бойцы ММА, тайского бокса, самбо, каратэ, дзюдо... Выводы делайте сами.

Благодарим Иннокентия за беседу и желаем ему всегда быть верным избранному пути!

Тактика ведения поединка в кунг-фу сложна и многообразна. Разберем некоторые основные тактические моменты и принципы ведения поединка.
В схватке следует выполнять следующие требования: локти у ребер, кулаки всегда у сердца. Руки, как правило, должны защищать верхний и средний уровень, ноги - нижний.
Защищаясь от мощного удара, надо уклониться, уйти с линии атаки, а затем использовать образовавшуюся брешь в обороне противника и контратаковать его.
Все части тела в кунг-фу действуют согласовано. Неудавшийся удар рукой подкрепляется ударом ногой и наоборот.
Самое важное в кунг-фу - это правильные совместные действия рук и ног. Каждому изменению положения ног (позиции) должно соответствовать действие рук. Причем для того, чтобы техника работала эффективно, необходимо наполнить энергией удар (то есть должно зародиться усилие - цзинь). Эта энергия зарождается в талии, усиливается ногой и достигается руки. Удары выполняются с криком и без крика. Резким и мощным ударам обычно сопутствует крик, который усиливает выброс энергии во время удара.

Дистанция
Первое, с чего следует начинать изучение тактики - это дистанция, на которой располагается от вас противник.
В рукопашном бою, без применения оружия, существуют четыре вида дистанций:
1. Бой вплотную с обхватом, то есть то, что называется борьбой.
2. Бой вплотную без обхвата или расстояние между противниками составляет не более полушага. Это сфера ударов локтями, коленями, головой, болевых приемов на суставы рук.
3. Расстояние 0,5-1,5 шага. Это сфера действия ударов кулаками, ладонями, пальцами.
4.Расстояние 1,5-2,5 шага. Это сфера действия ударов стопами ног.
Все эти виды дистанций будем подразделять как:
1. Борьба вплотную.
2. Ближняя дистанция.
3. Средняя дистанция.
4. Дальняя дистанция.
Конечно, это разделение несколько условно и во многом зависит от индивидуальных особенностей противника. Например, если вы ведете бой с противником высокого роста и обладающего длинными ногами, то вы должны учитывать, что один его шаг равен вашим полутора, а то и двум шагам. Если же противник невысокого роста, то, вполне естественно, что его шаг будет равен, примерно, 0,7-0,8 вашего шага. Поэтому при оценке дистанции никогда не довольствуйтесь догмами, а всегда исходите из реальной ситуации.
В начале боя лучше всего располагаться на дальней дистанции (1,5-2,5 шага) от противника. Эта дистанция является оптимальной потому, что выводит вас от непосредственной угрозы удара кулаком, а ногой можно достать только лишь с подскоком или подпрыжкой, и если вы внимательны и подвижны, то всегда сумеете отреагировать на подобную атаку.
При более близком расположении от противника вы просто можете не успеть среагировать на его быструю и стремительную атаку. А при более далеком - сами не сможете провести успешную атаку.
Расстояние настолько важно, что даже маленькая ошибка в досягаемости может сделать нападение бесполезным. Вы должны совершить нападение за мгновение до того, как противник окажется в пределах досягаемости, а не после.
Дистанция разрывается с помощью шагов, подскоков и перепрыжек.

Нападение или отступление должны быть быстрыми и решительными. Противник не должен предвидеть ваши движения до тех пор, пока не будет слишком поздно.
Подобные оценки дистанции должны проводиться бойцом автоматически (подсознании) на протяжении всего боя.

Следование
Другим важнейшим тактическим принципом ведения поединка является следование.
В традиции воинского искусства Китая понимание "следования" запечатлено в следующей формуле: "Прежде чем двинется противник, двигаюсь сам, прежде чем враг прекратит движение, останавливаюсь сам; противник утомляет себя, а я отдыхаю; противник жесток, а я мягок, противник отступает, а я нападаю; противник наступает, а я отступаю; противник в движении и я двигаюсь".
Если противник делает какое-либо движение, необходимо тут же на него реагировать. Например, если он делает шаг вперед, то необходимо сделать шаг назад или в сторону, уходя с линии атаки. Если он делает шаг назад, то вы делаете шаг вперед и при малейшей возможности проводите быструю и решительную атаку.

Обманная атака
Очень трудно победить соперника, если он находится в удобном положении, состоянии готовности и ожидания вашей атаки. Для того, чтобы победить, необходимо вывести его из этого положения. И тут на помощь приходит такой тактический способ ведения поединка, как обманная атака. Обманные действия - важнейшая часть теории поединка в кунг-фу. Во всех стилях китайских боевых искусств можно встретить выражение: "Голос слышен на Востоке, а удар идет с Запада".
Этот тактический метод отличается от других методов использованием обманных движений и ударов в начале атаки. Он основан на том, что вы начинаете атаку с обманных ударов и передвижений. Суть этого метода состоит в том, что, нанося обманный удар, вы не вкладываете в него всего всю силу, а лишь имитируете. Противник же, не зная этого, реагирует как на настоящий удар, тем самым, раскрываясь для вашей последующей, уже настоящей атаки. И в эту атаку вы уже вкладываете все свое усилие, весь потенциал.
Зачастую, для успешного проведения атаки необходимо нанести не один обманный удар, а несколько и лишь после этого переходить к настоящей атаке.
Для того, чтобы атака была успешнее и эффективнее необходимо проводить ее в различные уровни и наносить удары с разных сторон.

Принцип координации рук и ног
Старинная поговорка мастеров кунг-фу гласит: "Если рука достигла точки нанесения удара, а нога не подоспела, значит, ты только ищешь себе хлопот. А если взгляд достиг нужной точки и подоспели руки и ноги, значит, ты постиг секреты мастерства".
Одним из самых серьезных недостатков в схватке считается отсутствие координации рук, ног и взгляда. Если удары рук запаздывают за движением ног, в этом случае удар будет малоэффективен. Если же удары руками опережают движение ног, то даже, если удар и достигнет цели, он будет несильным, так как он лишен силы, идущей от ног. Кроме того, при таком ударе легко потерять равновесие и этим может воспользоваться соперник.

Принцип соответствия рук
Движения должны быть слитными. Вращение плечей при ударе должно полностью следовать за движением кулаков (ладоней).

Сила идёт из поясницы
Этот принцип является одним из важнейших в кунг-фу. Источник движения всегда находится в пояснице, и всякое движение осуществляется за счет скручивания поясницы и всего тела. Мастера говорят: "Входя в соприкосновение, всякий раз необходимо скручиваться, превращайся и облик меняй, не оставляй следов!" Корень же превращений скрывается в твоем шаге, шагаешь вперед или назад - прежде всего движется поясница.

Принцип напряжения - расслабления
Во время подготовки удара кулак (ладонь) остается совершенно расслабленной и лишь в момент нанесения удара благодаря усилию цзинь кулак (ладонь) на одно неуловимое мгновение обретает необыкновенную твердость.

Принцип присутствия мягкости и жёсткости
Подлинное мастерство состоит в овладении принципом взаимоперехода и взаимопроникновения твердого и мягкого. Прежде чем жесткость сполна раскроется в момент удара, нужно взращивать внутри себя расслабленность и живую пустоту. Мастера говорят: "Мягкостью преображай жесткость, жесткостью покоряй мягкость".

Искусство взгляда
В боевых искусствах взгляд является одним из показателей мастерства. Ясный и быстрый взгляд в поединке не менее важен, чем тренированные руки и ноги. Во взгляде непосредственно отражается то или иное состояние сознания. Взгляд новичка обычно приковывается к рукам, ногам или глазам противника, выдавая свою неуверенность или нерешительность. Вопрос, куда направлять взгляд во время поединка, всегда вызывал у неопытных бойцов чувство недоумения и растерянности. В принципе, однозначного ответа не существует. Разные мастера трактуют его по-своему.
Одни рекомендуют смотреть в глаза, другие - на плечи, третьи - на грудь противника. Но все они сходятся в одном - ни в коем случае нельзя концентрировать свое внимание на какой-нибудь одной точке. Иначе вы просто не заметите следующего движения противника. Например, вы сконцентрировались на его ударе ногой в нижнюю часть тела и в результате пропустили удар кулаком в голову. В любом единоборстве рекомендуется смотреть, насколько возможно вдаль, чтобы воспринимать противника в целом, не отвлекаясь на детали. Любые его перемещения и удары должны "скользить" по вашему сознанию, не застревая там, что позволит вам адекватно реагировать на все его действия.
Искусству взгляда мастера кунг-фу в прошлом уделяли большое внимание. С этой целью выполнялись различные упражнения - ежедневная гимнастика для глаз. Одно из простейших упражнений: не двигаясь лицом, водить глазами как можно дальше вверх, вниз, вправо, влево, по кругу. Это упражнение можно делать с разной скоростью. Если глазные мышцы устанут, нужно несколько раз крепко зажмуриться и быстро поморгать.
Следующее упражнение можно выполнять в течение всего дня. Оберните яркую лампу светло-зеленым абажуром и поместите перед собой на расстояние около 60 см. Слегка прикрыв глаза, смотрите на лампу в течение 15-30 мин.
Старайтесь фокусировать глаза, не давая расплыться источнику света, это потребует определенных усилий сознания. Месяца через три замените абажур на более темный, одновременно уменьшайте накал лампы и отодвигайте ее до 1,5 м. Заниматься необходимо обязательно в темной комнате. Упражнение позволяет увидеть мельчайшие подробности предметов, удаленных на 5 м и моментально реагировать на все движения противника. Заключительной стадией этого упражнения является раскачивающаяся лампа. Прикрепите к веревке лампу, фонарик или другой освещающий предмет и раскачивайте его. В течение 10 мин. внимательно держите взглядом предмет, не поворачивая головы. Это позволит вам без труда следить за всеми перемещениями противника.
Можем рекомендовать еще одно несложное упражнение на развитие периферийного зрения. Надо устремить спокойный взгляд вдаль и, не фиксируя его ни на чем, медленно поднять руки вперед. Делая пальцами рук любые движения, постепенно разведите руки в стороны. Постарайтесь воспринять характер этих движений, конфигурацию и т.п. Вначале движения должны быть простыми и заметными, а затем все более сложными и неприметными. Главное - выработать способность улавливать на периферии взгляда малейшие движения и сразу оценивать их характер. Аналогичную тренировку можно проводить и с партнерами.

Правила ведения боя.
Правила ведения боя в кунг-фу собраны в образные изречения:
1. ИЗЯЩНЫЙ, как кошка.
Это правило говорит о том, что двигаться во время поединка необходимо легко, непринужденно и изящно, как кошка.
2. Воинственный, как тигр.
Тигр олицетворяет храбрость и воинст¬венность. Поэтому, встретившись с противником, стремитесь разом опрокинуть вражескую смелость. Резко идите вперед, отступайте без смятения, оценив реальную обстановку, жестоко бейте, резко бросаясь на соперника.
3. Ступающий, как дракон.
Дракон в Китае является символом силы и мощи. Поэтому шаги должны быть сильными, мощными и уверенными. Если шаги неуверенные, тогда кулаки не в порядке. Шаг не быстрый - кулак небрежный. Таким образом, шаги должны быть крепкими и солидными. Понижать уровень шага нужно тогда, когда необходимо устойчивое основание, шаг следует движению тела, шаг заканчивает свое действие и тело тоже.
4. Действующий, как молния.
Необходимо быть быстрым, как молния, мгновенно реагируя на любые изменения. Человеку в поединке важно выполнять удары руками, подобно вспышкам молнии. Вы должны наносить удары руками с такой быстротой, чтобы не чувствовать момент нанесения удара, и если ваш удар достигает цели, вы не должны ощущать этого. Шаолиньские монахи говорят: "Необходимо наносить удары, не ощущая проявления, если ощущаешь проявление, значит, удар наносится без энергии.
5. Кричащий, как гром.
Во время поединка наиболее мощные удары сопровождаются криком, помогая еще большему выбросу усилия цзинь.
6. Движущийся, как ветер.
Необходимо двигаться стремительно, как яростный порыв ветра. Вступив в схватку, иди прямо в лобовую атаку, пускай в ход силу слева и справа, соблюдая принцип "кулак видим - удар невидим" и "если выброшенную вперед руку ты не увидишь, то ударив человека, ты его больше не увидишь".
7. Стоящий, как гвоздь.
На одной ноге необходимо держаться уверенно, как вбитый гвоздь. .
8. Тяжелый, как гора.
В стойках необходимо сохранять устойчивость, подобно горе, которую невозможно сдвинуть с места. Для выработки устойчивости необходимо тренировать сидение в стойке мабу (всадника) или стояние,
столбом. Эти два упражнения являются важнейшими способами тренировки силы ног и регулирования дыхания. Натренировал их - и в движениях будешь устойчивым словно гора Тайшань.
9. Легкий, как гусиный пух.
Но в то же время вы должны быстро и легко передвигаться, мгновенно реагируя на действия противника, подобно тому, как легко передвигается пух при любом, даже самом малейшем, дуновении ветерка.
10. Мягкий, как вата.
Прежде чем жесткость сполна раскроется в момент удара, необходимо взращивать внутри себя расслабленность и живую пустоту.
11. Твердый, как железо.
Тело, руки и ноги бойца с помощью определенных методов набивки должны стать твердыми, как железо, и при вхождении в контакт с противником воздействовать на него, как при соприкосновении с металлическим предметом.

Журнал "Боевые Искусства Планеты"
А.В.Попов

Тайны Поднебесной [Все, что нужно знать о Китае] Прокопенко Игорь Станиславович

Настоящие секреты Кунг-Фу

Настоящие секреты Кунг-Фу

Как только китайское кунг-фу начало завоевывать западный мир, обладание этими знаниями всеми воспринималось как чудо. Считалось, что обладание секретами кунг фу может сделать человека способным на совершенно экстраординарные вещи. Отчасти это справедливо и восточные практики, связанные с так называемой внутренней энергией действительно открывают человеку мир удивительных возможностей. Однако мало кто знает, что в кунг-фу есть секреты, которые вполне доступны для понимания и, более того, могут пригодиться в обыденной, повседневной жизни.

Китайское кунг-фу – это уникальное явление в мире боевых искусств. Несколько сотен разных стилей и направлений рукопашного боя в современной культуре объединяется под этим названием.

«Кунг-фу» или «гунг-фу», в одном из переводов это слово определяется как «совершенство». В Китае говорят, что понятие «кунг-фу» можно отнести не только к единоборствам, но и к искусству приготовления пищи, мастерству художника или музыканта. Совершенство в любом деле – это и есть «кунг фу». Однако в XX веке это слово в лексиконе западного человека стало употребляться применительно только к боевым искусствам, родиной которых был Китай.

Разные стили китайского кунг-фу проникли в Европу, Америку, Россию… Экзотические школы рукопашного боя захватили сознание обывателя своими легендами, мифами и секретами, которые часто действительно могли поразить воображение. Мастера кунг-фу показывали чудеса: разбивали камни голыми руками, испытывали свое тело острыми клинками и мощными ударами, могли отбросить человека легким движением на несколько метров… И все эти удивительные возможности объединялись одним единственным загадочным словом – кунг-фу.

В истории покорения мира китайским кунг-фу есть свои интересные особенности. Действительно, совершенство и красота движений некоторых стилей сыграли свою роль в том, что не только в Китае, но и на Западе огромное количество людей увлеклось изучением экзотических систем рукопашного боя. Однако тысячи поклонников кунг-фу превратились в миллионы, когда на экран стали выходить фильмы с легендарным китайским мастером боевых искусств и актером Брюсом Ли.

Брюс Ли был уникальным человеком. Его энергетика, мастерство актера и бойца произвели фурор на публику. Именно после выхода на широкий экран фильмов с участием Брюса Ли китайское кунг-фу завоевало мир. Брюс Ли впервые показал в кино, что не только мощный и сильный европеец или американец, но и невысокий китаец может быть Героем, побеждающим зло и восстанавливающим справедливость.

Оружием Брюса Ли в кино было кунг-фу, и он настолько мастерски демонстрировал приемы рукопашного боя на экране, что не только дал мощный толчок развитию боевых искусств во всем мире, но и создал отдельный жанр в кино.

Пик мировой популярности китайского кунг– фу в XX веке пришелся на 70-е и 80-е годы. В то время только ленивый не пытался изучить хоть что-нибудь похожее на приемы кунг-фу. Следом за Брюсом Ли в кино стали появляться так называемые актеры-бойцы, которые использовали в драматургии фильмов один и тот же сценарий – герой борется против зла, используя технику боевых искусств. Но за любым взлетом популярности всегда следует спад. И в 90-е годы кунг-фу уступило свои позиции другим модным течениям. Однако история этим не закончилась. Из-за спада интереса к китайским боевым искусствам огромное количество псевдомастеров кунг-фу исчезло, и остались только настоящие носители традиций. Кроме того, это привело еще и к возрождению тех школ китайских боевых искусств, которые до определенного времени были недоступны широкой публике. Настала пора открытия новых секретов кунг– фу.

Каждый из нас практически с детства знает еще одного великого мастера кунг-фу. Его имя занесено в Книгу рекордов Гиннеса, а еще его имя занесено в черные списки всех страховых компаний. Большинство трюков, которые делает Джеки Чан, больше не может повторить никто в мире – не рискует.

Во время работы над российско-китайским сериалом, которая длилась почти два года, мне посчастливилось подружиться с Юань Бином, знаменитым постановщиком трюков, каскадером и другом Джеки Чана . Он много рассказывал мне о легендарном актере.

Например, когда снимали «Полицейскую историю», есть трюк, где Джеки спускается по столбу, увешанному гирляндами. Он сильно ободрал кожу на ладонях, повредил таз и несколько грудных позвонков. Его тогда чуть не парализовало. Его трюки всегда очень рискованные, такого, как Джеки Чан, другого не найти.

Кино – иллюзия реальности. Действительно, только в кино после такого падения Джеки Чан легко встает и бежит. А подробности произошедшего остаются за кадром. Почти все свои уникальные трюки Джеки Чан выполняет без страховки. Во время съемок «Доспехов бога» на одном прыжке он просчитался и упал. Упал на камень. Результат – разбитый череп, мозговое кровоизлияние, как последствие – правое ухо актера слышит хуже. Травма чуть было не стоила ему жизни, но, едва оправившись, он вновь принялся за старое.

Юань Бин рассказывал мне: «Мы всегда продумываем трюки вместе. Я свожу риск до минимума, но он неудержим, ему кажется, что это уже было или это недостаточно зрелищно. Вся съемочная группа всегда в напряжении. На площадке всегда врачи. Был забавный момент, прыжок с моста на корабль в фильме «Разборка в Бронксе», он тогда получил много травм. Был открытый перелом пальцев ноги и заканчивали съемку, ему наложили гипс, надели носок и разукрасили его под кроссовку».

От помощи дублеров Джеки Чан всегда отказывался. Рисковать чужой жизнью ради собственной славы – дело неблагодарное. И кстати, свою жизнь маэстро Чан всегда доверял лишь одному человеку. В том смысле, что постановкой трюков Джеки Чана вот уже много лет занимается исключительно его названый брат Юань Бин.

Юань Бин: «Настоящая драка не бывает без настоящих ударов. Что касается Джеки Чана и других профессиональных актеров, то у них все настоящее. В Гонконге снимают, удары идут настоящие, так проще снимать. Но если, допустим, будет фильм, в котором нужно сняться вам, то удары будут не настоящие, постановочные. Они будут имитироваться. А Джеки превосходно с детства владеет кунгфу и в кадре действительно дерется. Поэтому так эффектно и смотрится».

Юань Бин помнит еще те времена, когда Джеки Чан работал обычным дублером. Работали тогда вместе, затем вместе уже начали снимать свое кино. Джеки Чан всегда работает только с проверенной командой. Самые сложные трюки – это те, что связаны со взрывами. Там требуется синхронная работа многих специалистов. В том числе и оператора. Один такой трюк может сниматься день. И он очень опасный по той же причине, что очень много людей задействовано.

Почти все последние фильмы Джеки Чан снимал совместно с Голливудом. Но вот теперь гонконгские мастера решили заняться совместным творчеством с Россией, правда, без главного каскадера Китая, но с его правой рукой. Юань Бин делился опытом с российскими постановщиками трюков. В 2010 году вышел сериал «Последний секрет мастера», над которым в числе огромной российско-китайской команды трудились и мы с Юань Бином.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги автора

Первые настоящие джунгли В Лаосе нет ни плодородных долин, ни полезных ископаемых. Это одна из самых бедных стран мира, хотя в XX в. европейцы и пытались ее модернизировать. Французские колонизаторы привозили сюда технических специалистов и чиновников из более развитого

Из книги автора

Настоящие авианосцы 1917 год стал годом появления первого настоящего авианосца. К этому времени уже было хорошо известно, что колесный самолет имеет преимущество перед гидросамолетом, особенно в боях против цеппелинов. Поэтому возникла проблема – как вытащить самолет

Из книги автора

Глава 14 НАСТОЯЩИЕ Куда меня вели, а затем везли, я узнал, вопреки обещанию энкаведиста, не особенно скоро. Сперва меня повели по длинным коридорам, потом по тюремному двору и, наконец, повезли в таком знакомом и так надоевшем "воронке". Перед посадкой в него браслеты с моих

Из книги автора

Предисловие Николая Старикова Герои 1937 года - жертвы или настоящие предатели? Вопрос о том, были ли действительно виновны обвиняемые громких процессов в Советском Союзе конца 1930-х годов, относится к числу дискуссионных и наиболее часто задаваемых. Составить своё мнение

Из книги автора

Кунг-фу или айкидо Какой вид рукопашного боя лучше и эффективнее? Ответить на этот вопрос не всегда получается, потому что ограничения на спортивных поединках порой не позволяют применять и половины существующих приемов, ведь многие из них могут повлечь серьезные увечья

Из книги автора

Секреты «Форин Офис» Назначенный послом Великобритании в СССР Р. С. Криппс прибыл в Москву в мае 1940 г. Именно с этого момента ему довелось наблюдать и оценивать события в странах Балтии – конечно, под углом зрения британских интересов. Противоборство Великобритании и

Из книги автора

Глава 19 СЕКРЕТЫ РАКЕТ «ФАУ» После войны было написано немало чепухи относительно немецкого ракетного испытательного полигона в Пенемюнде и многочисленных шпионах, пытавшихся выведать секреты нового оружия немцев – ракет «фау». К примеру, существует романтическая

Из книги автора

Настоящие масштабы Указанное преувеличение во многом обусловлено тем, что, начиная с перестроечных лет, огромное количество историков, публицистов и политиков упорно завышали масштабы репрессий, развернувшихся в 30-50-е годы. До сих пор называются цифры в пять, семь, а то

Из книги автора

Глава 5. Секреты профессии Существенный подъем в путинской политической карьере подле Собчака ознаменовался тем, что теперь ему была необходима секретарша. Он нашел ее в Марине Ентальцевой, которая уже чуть было не решила, что упустила свой шанс, когда Путин застал ее

Из книги автора

Давнишние секреты Шестидесятые годы. Частный визит к немолодой даме.- Дела совсем неплохие. Сердце у вас покрепче стало, все будет хорошо. А как наша общая знакомая Матильда Владимировна поживает?- У меня с Матильдой одно время были непростые отношения. Я уж вам открою

Из книги автора

Секреты производства: бюрократ «Дело» - то, что сегодня мы называем производственной пьесой.Делопроизводственная.На каждом производстве есть свои рядовые труженики, есть мастера, есть гении. «Дело» - о мастерах и гениях.«Варравины и Тарелкины - не только взяточники, -

Из книги автора

Секреты производства: взятка Вот общее место: Сухово-Кобылин - несомненный продолжатель в комедии гоголевской традиции.И действительно несомненно, если глянуть на дело именно в общем виде. Да, Гоголь, а до него - Грибоедов, а до Грибоедова - Фонвизин; куда же податься

Из книги автора

Мастер спорта по кунг-фу Новую работу я выбрала по принципу, чтобы она не отнимала слишком много времени от театра. Подошла работа уборщицы. Причем, мне по блату достался Меншиковский дворец с его необыкновенно красивыми княжескими апартаментами, лепниной и высокими

Из книги автора

Дальневосточные секреты долголетия Работая на Дальнем Востоке, я вновь и вновь убеждался, что новогодние ритуалы воплощают три ипостаси счастья в понимании китайцев, японцев и других народов региона.Лейтмотивом праздничных украшений там служат три иероглифа: «фу»,

Много тайн и загадок во всех боевых искусствах мира. В китайском Кунг-Фу их в сотни раз больше. Это одно из самых древнейших направлений восточных единоборств, которое несомненно родилось на заре цивилизаций…

Кунг-Фу – это китайское слово, которое используется для обозначения целого семейства военных искусств. Это слово берет начало от оригинального значения «гун-фу» – достижение человеком совершенства в любом деле посредством тяжелой работы и больших усилий , это может быть как каллиграфия, так и кулинария.

В смысле “боевых китайских искусств” термин кунг-фу не использовался до начала 1970-х, пока Запад не узнал о Брюсе Ли - величайшем мастере боевых искусств.

Общедоступное определение кунгфу, как боевое искусство, а ушу только как комплекс акробатических упражнений не совсем точное и объективное. Кунг-фу и ушу в прошлые времена составляли единое целое. Кунг-фу и Ушу считают ветвью Цигун.

Кунг-Фу – это классическое китайское боевое искусство , которое может изучаться и практиковаться людьми всех рас, культур и вероисповеданий. Это техники единоборств, системы диет и правильного питания, различные направления йоги, психотехники и китайская медицина.

Китайское Кунг-Фу – Философия

Десять заповедей Кунг-Фу.

  • Не пить вино
  • Не есть мясо
  • Подавлять половые влечения
  • Не отвлекаться на сторонние предметы
  • Почитать наставника и старших
  • Не допускать в отношениях с ними обмана
  • Не хвастаться своими знаниями
  • Не демонстрировать, не применять свое искусство (только для самообороны)
  • Уклоняться от драки
  • Не обучать людей недостойных

На основе 10 заповедей Цзяо Юаня выработалось понятие «Пять качеств Воина».

Качества Воина

  • Нежность - способность чувствовать противника, предвидеть его поведение, чтобы выработать оптимальную схему своих действий.
  • Прямот а - последовательное и неуклонное выполнение выбранной схемы действий, необходимых для победы, без оглядки на возможное собственное поражение.
  • Бесстрастность - сохранение душевного равновесия, обретение способности реагировать не на отдельное действие противника, а видеть его целиком, оценивая его боевые возможности в целом.
  • Грациозность - способность передвигаться и действовать в боевой обстановке с наименьшими затратами сил.
  • Комбинаторное мышление - способность выбирать оптимальные комплексы движений, легко перестраиваться с одной системы на другую, что особенно важно при ведении поединка с несколькими противниками.

Стили Кунг-Фу

Существует более чем 400 стилей Кунг-Фу с оружием и без оружия . Большинство из них передавались по наследству, а некоторые и сейчас имеют производные от фамилий “изобретателей” названия.

Все стили кунг-фу можно квалифицировать на два направления – южный стиль и северный стиль. Южный стиль – Хоп Гар и Хун Гар, похожи на то, что делает Джеки Чан в своих фильмах. Хун Гар иначе называют «пять животных», потому что движения в Хун Гар похожи на движения тигра, змеи, леопарда, аиста и дракона.

По этому направлению снят самый популярный мультфильм Кунг Фу Панда. Люди, интересующиеся кунг-фу, чаще обращаются к южному стилю, поскольку движения в нем более быстрые и сильные, чем в северном стиле.

Рассмотрим основные стили Кунг-ФУ. Видео Кунг-Фу намного лучше откроет понимание о чем идет речь , чем самое подробное описание. Рекомендуем посмотреть видео выдержки и оставить свой комментарий.

Кунг-Фу стиль Белого Журавля


Около 370 лет назад, женщина, мастер боевых искусств Ти Ниан Фанг , поняла суть движений журавля и применила эти принципы к своему искусству шаолиньского кунг фу, создав новый стиль кунг-фу . Стиль Белого Журавля. Позднее, она со своим мужем переехали в место под названием Юнчунь, где они стали преподавать стиль Белого Журавля.