Open
Close

Психологический контакт в следственной работе. Как установить психологический контакт с допрашиваемым


Психологический контакт - это процесс установления, развития и поддержания взаимного тяготения общающихся. Успешность установления и развития психологического контакта во многом обусловлена гармоний человеческих отношений, развитием психологических связей между общающимися. Если люди проникаются интересом или доверием друг к другу, можно говорить, что между ними установился психологический контакт.
Развитие контакта между людьми в психологическом плане проходит три стадии: 1) взаимное оценивание; 2) взаимная заинтересованность; 3) обособление в диаду. Прослеживается это очень хорошо на каком-нибудь вечере, коллективном выходе в театр и т. п.
При оценивании имеет место внешнее восприятие друг друга и формирование первого впечатления. Встретившись друг с другом, люди подсознательно прогнозируют исход контакта. Результатом взаимного оценивания является вступление в общение либо отказ от него. Далее участники общения делают осторожные шаги к сближению. Возникает заинтересованность друг другом, сокращается обмен информацией с другими лицами. Все это ведет к выбору общей тематики для бесед и в конечном счете к обособлению. Важными показателями этой стадии являются частый обмен взглядами, улыбками, сокращение дистанции между партнерами.
Для успешно установления и развития контакта юристу-практику целесообразно подготовить план, в котором отражались бы личностные особенности заинтересованного объекта. Формирование у него интереса к контакту осуществляется путем обеспечения заинтересованности объекта в личности работника юридического труда и общении с ним.
На пути установления и развития психологических контактов между людьми возникают психологические барьеры. В зависимости от особенностей личности эти барьеры могут выступать в виде равнодушия, недоверия, вражды, несовместимости и пресыщения.
Мы уже отметили, что процесс общения начинается со знакомства, которое обеспечивается тщательным планированием этого процесса. От результатов взаимовосприятия зависит, быть или не быть совместной деятельности, а если быть, то насколько успешной и продолжительной*.

Большое значение имеет выбор предлога для знакомства. Практика юридической работы показывает, что прямое "заговаривание" вызывает у людей состояние психологического дискомфорта и накладывает от­рицательный оттенок на первое впечатление. Поэтому если предлог знакомства оказывается естественным и объяснимым, то общение налаживается и развивается довольно легко. Если же предлог непонятен и не соответствует обстановке, то развитие контакта затрудняется и его перспектива остается далеко не ясной. Предлог должен не только оправдывать обращение к человеку, но и дать возможность продолжить разговор. Особенно важными здесь являются находчивость, остроумие, оригинальность юриста, благодаря которым объект естественно и незаметно втягивается в беседу.
Первое впечатление о работнике юридического труда играет большую роль в установлении и развитии контакта с заинтересованным человеком. Поэтому юристу нужно научиться создавать о себе благоприятное впечатление.
Исследования показывают, что первое впечатление складывается на основе восприятия: 1) внешнего вида человека; 2) его экспрессивных реакций (мимики, жестов, походки и т. д.); 3) голоса и речи*.
_____________________________________________________________________________
*См. подробнее: Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. Л., 1970.

Особенность познания юристом-практиком человека в ходе общения заключается в том, что воспринимающий субъект стремится понять не только обусловленность внешних признаков партнера, но также его намерения, планы, его субъективный мир. Можно утверждать, что и сам процесс формирования первого впечатления логически распадается на несколько этапов. Первый - это восприятие объективных характеристик. Здесь партнер по предстоящему общению воспринимается скорее как физический индивид с внешнее понятными особенностями (пол, рост, мимика, одежда, походка, ролевые признаки и т. д.). Это - качества, как бы говорящие сами за себя. В этой связи их и называют невербальными компонентами общения. Психолог В.А. Лабунская выделяет по меньшей мере 15 функций невербального поведения (создание образа партнера, маскировка нежелательных черт и т. д.)*.
_____________________________________________________________________________
*См.: Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). Ростов, 1986.

Второй этап - это восприятие эмоциональных и поведенческих проявлений, общего психического состояния партнера по общению.
Третий этап - это синтез наших рациональных умозаключений, эмоциональных впечатлений, увязки прошлого опыта и наших собственных намерений по отношению к партнеру и создание так называемого динамического образа, который включает оценочные представления о другом как обладателе социально-ролевых и индивидуально-личностных черт, делающих его пригодным или непригодным для общения в данных условиях*.
________________________________________________________________________
*Губин А.В., Чуфаровский Ю.В. Общение в нашей жизни, С. 50-51.

В процессе общения между людьми возникает симпатия или антипатия, которые складываются обычно на подсознательном уровне. Развитие контакта продолжается, естественно, только при наличии положительного отношения друг к другу, то есть когда имеет место взаимная симпатия. Вполне понятно, что для развития контакта работнику юридического труда необходимо вызвать к себе чувство симпатии со стороны заинтересованного лица. Симпатия его к работнику юридического труда будет иметь место в том случае, если заинтересованный человек предвосхищает приятное при сносных усилиях. Другими словами, симпатия возникает тогда, когда "выигрыш" превышает "цену".
Психологические наблюдения показывают, что люди со сходными ценностными ориентациями имеют тенденцию сближаться, они вызывают симпатии друг у друга. Особенно важны для многих людей личностные ценности: отношение к добру и злу, общечеловеческим нормам морали, обогащению, познанию и т. д. Большую значимость также имеют социальные ценности и установки, регулирующие жизнь большинства людей. Человек ищет сближения с теми, кто его поддерживает. Чтобы возбудить симпатию к себе, нужно иногда искусно играть роль единомышленника. Люди тяготеют к тому, кто рассматривает их как личность, наделенную определенными положительными качествами. Одним из проявлений заботы является стремление понять внутренние переживания интересующего нас человека. Доказано, что, когда один человек искренне хочет понять другого, последний как бы допускает этого человека в мир своих переживаний, симпатизирует ему.
Работник юридического труда должен учитывать, что наибольший интерес к своей личности, а также к общению он может вызвать в процессе самой беседы. Даже в том случае, если объект будет первоначально испытывать к юристу определенное чувство неприязни, беседа может исправить положение.
Следует учитывать, что общий разговор будет поддержан далеко не каждым собеседником. Неуместная тема разговора также чревата своими последствиями: она создает неловкость между общающимися и порождает барьер несовместимости.
Планируя построение проблемной ситуации в беседе, надо принимать во внимание характерологические особенности объекта, его эрудицию, социально-психологические данные. Основное внимание надо обратить и на асоциальную роль объекта в обществе.
Работник юридического труда должен показать своему объекту, что он внимательно его слушает: периодически смотреть говорящему в глаза, кивать головой и делать соответствующие жесты, как бы подкрепляя слова и выводы объекта.
Теперь, оставив «манипулятивную» сторону воздействия, обратимся к качествам личности и тем приемам, которые реально необходимы.
В одной из своих книг «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей» Д. Карнеги описывает шесть способов понравиться людям*:
_______________________________________________________________________
*Карнеги Д. Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей. Пер. с англ. М., 1989, с. 28.

1. В разговоре всегда проявляйте искренний интерес к собеседнику.
2. Чаще улыбайтесь. «Человек, не имеющий улыбки на лице, не должен открывать своей лавки», - гласит древнекитайская пословица.
3. В разговоре с человеком чаще употребляйте его имя. Если вы сразу запомните имя человека и будете называть его без затруднения, это будет для него приятным моментом. Но если вы забудете имя или неправильно произнесете его, то себя поставите в неудобное положение.
4. Заводите разговор на тему, которая интересует вашего собеседника.
5. Старайтесь дать человеку его превосходство над собой и делайте это искренне. При этом всегда помните одно из основных правил общения: "Делайте для других то, что вам хотелось бы, чтобы другие делали для вас".
6. Умейте внимательно слушать и побуждать собеседника рассказывать о себе. Умение слушать собеседника - это искусство. Овладеть этим искусством должен всякий, кто хочет добиться успеха в общении с людьми».
Следует отметить, что по манере слушания собеседника люди делятся на три группы: внимательные слушатели, пассивные слушатели и агрессивные слушатели. Внимательные слушатели создают благоприятную атмосферу беседы, стимулируют говорящего к активности. Пассивные - вызывают у говорящего апатию и тем самым гасят его речевую активность. Агрессивные слушатели вызывают у говорящего негативные эмоции.
Нередко многие неурядицы, связанные с межличностными конфликтами, возникают из-за того, что мы не умеем слушать. Иногда слушающий может быть искренне заинтересован в том, что говорит собеседник, однако в силу своих индивидуально-психологических особенностей плохо сигнализирует ему об этом. Дело заключается в том, что в таких случаях вслушиваются только в слова собеседника, а самого говорящего выпускают из поля зрения. Говорящий, не чувствуя на себе взгляда слушателя, начинает нервничать и искать повод прервать разговор и удалиться.
Схема слушания должна строиться по принципу обратной связи: объект произносит слова, направленные к субъекту, который слушает, сосредотачивая свое внимание на собеседнике и на его словах и стараясь уловить основную идею высказывания.
Если вам предстоит деловое общение, то первое и основное правило заключается в том, что надо производить впечатление делового человека т. е. чтобы таковым вас воспринимали (это компетентность, демо­кратизм, расположенность к человеку, последовательность и т. д.). На это и надо себя настраивать. В дружеском общении важны открытость, отзывчивость, разделение ценностей, сочувствие, способность дать вовремя совет и оказать поддержку.
А как быть, если предстоит заведомо неприятный разговор, часто встречающийся у работников юридического труда? Здесь такие качества, как открытость и искренность, могут быть восприняты (с иной позиции партнера) как проявление слабости и капитуляция. В этом случае на вас будет оказываться прямое давление, чтобы вы уступили или подчинились. Здесь наиболее важное качество - уметь показать при всем раз­личии позиций и расхождении точек зрения готовность понять собеседника и обсудить его аргументы, продемонстрировать непредвзятость. Худший способ спора - это демонстрировать силу собственного «Я»*.
_____________________________________________________________________________
*См.: Губин А.В., Чуфаровский Ю.В. Общение в нашей жизни. М., 1992, с. 48.

Познание человека и понимание его - длительный процесс, который протекает и в ходе начавшегося общения и не завершается, когда общение закончилось.

Целью психологического контакта с допрашиваемым, является создание атмосферы допроса, в которой допрашиваемое лицо проникается уважением к следователю, задачам, стоящим перед последним. При попытках следователя поймать подозреваемого, обвиняемого в ловушку, при даче последним ложных показаний, подрывают доверие к следователю, что в последствии, способствует появлению конфликтов в ходе допроса.

В результате изучения личности подозреваемого, обвиняемого возможно предположить его линию защиты при производстве допроса и на основании чего предположить о применении наиболее подходящей тактики ведения допроса и применения психологических приемов.

Умение использовать диалог для поисков и установления истины можно считать признаком высокой культуры расследования. При использовании диалогов следователь, наряду с личным опытом, обязан руководствоваться знаниями психологии, законодательства, умением действовать в соответствии с процессуальным законом.

Психологический контакт является важнейшим элементом взаимоотношений в обществе. Психологический контакт возникает, при необходимости в реализации совместной деятельности либо в ходе общения. Внутренней основой психологического контакта является взаимное понимание, обмен информацией.

Контакт между следователем и допрашиваемым носит односторонний характер. Следователь стремится получить как можно больше информации, хотя сам до определенного момента скрывает свою осведомленность по делу. Иными особенностями психологического контакта являются, необходимость этого общения для одного из участников; несовпадение в большинстве случаев их интересов; сложность последующего установления контакта, если таковой не был достигнут на первоначальном этапе общения; активная деятельность следователя по установлению и поддержанию контакта.

С контакта в ходе допроса подозреваемого, обвиняемого, определяется психологическими отношениями, возникающими между следователем и подозреваемым или обвиняемым. Установление контакта обеспечивается правильно избранной тактикой ведения допроса, которая основывается на изучении индивидуальных особенностей личности, материалов расследуемого уголовного дела, а также коммуникативными способностями следователя. В ходе производства допроса следователь должен устранять из общения конфликтность, благоприятную атмосферу производства допроса и установить с допрашиваемым психологический контакт, создать. Установление психологического контакта с допрашиваемым - одно из основных условий получения правдивых показаний, достижения истины по делу. Его необходимо поддерживать не только в течение допроса, но и в дальнейшем при осуществлении предварительного следствия. Не исключено, что установленный контакт может быть потерян или, наоборот, отсутствие доверия на первых порах заменится прочным психологическим контактом, характеризующимся должным взаимопониманием 11 Зорин Г.А. Психологический контакт при производстве допроса - Гордно, М., 1986..

Одной из важных особенностей поддержания психологического контакта по окончанию допроса - это то, что психологический контакт не должен заканчиваться допросом. Важно сохранить психологический контакт для дополнительных допросов и других следственных действий, производимых с участием допрошенного лица. Часто бывает, что характер отношений, сложившихся со следователем, допрашиваемый переносит и на других лиц, участвующих в осуществлении правосудия 11 Порубов Н.И., Тактика допроса на предварительном следствии, М., 1998..

Одной из проблем допроса является проблема отношений, которые возникающих в ходе допроса между подозреваемым, обвиняемым и следователем, которые в определенной мере влияют на разрешение следователей поставленных целей допроса. Правильное разрешение этой проблемы зависит во многом от уровня знаний, профессионального опыта и навыков следователя. Характер отношений между следователем и обвиняемым влияет на результаты допроса, во многом определяет его успех или неудачу. Следственной практике известно немало случаев, когда обвиняемый свою причастность к преступлению скрывает только потому, что не доверяет следователю, относится к нему неприязненно или даже враждебно. Основными психологическими задачами допроса являются:

  • - диагностика истинности показаний;
  • - оказание правомерного психического воздействия с целью получения достоверных показаний;
  • - изобличения ложных показаний.

Для получения достоверных показаний подозреваемого, обвиняемого следователь должен учитывать психологический процесс формирования показаний. Первоначальной стадией формирования этих показаний является восприятие подозреваемым тех или иных событий. Воспринимая предметы и явления, человек осмысливает и оценивает эти явления, проявляет к ним определенные отношения.

При допросе подозреваемого следователь должен отделить объективные факты от субъективных наслоений. Необходимо выяснить условия, в которых происходило восприятие происшествия (освещенность, продолжительность, удаленность, метеорологические условия и т.д.). При этом следует учитывать, что люди часто не способны точно оценить количество воспринимавшихся предметов, расстояние между ними, их пространственное соотношение и размеры.

Успех допроса зависит от того, насколько полно следователь учитывает и использует при допросе особенности личности допрашиваемого. Без такого учета невозможно установление психологического контакта.

Многим допрос представляется борьбой следователя и допрашиваемого. Опытный следователь на допросе делает следующее: целенаправлен, но воздействует на личность допрашиваемого в рамках закона. Он умеет выбрать тот единственный ключ, который открывает интимный мир человека, его душу. Одной из ведущих характеристик этого процесса является закономерность его динамики, установление последовательных этапов, выявление особенностей каждого из этих этапов, раскрытие внешних и внутренних (психологических) факторов, которые определяют особенности каждого из этапов.

Первая часть допроса - вводная, здесь следователь получает от допрашиваемого анкетные данные. Но это только внешняя сторона. Подтекстом этой части, ее внутренним содержанием является определение обоими собеседниками линии своего дальнейшего поведения по отношению друг к другу.

Вторая стадия допроса - стадия перехода к психологическому контакту. Обычно на этой стадии задаются незначительные для существа дела вопросы. Речь идет о трудовом и жизненном пути допрашиваемого, может быть, даже о погоде, о видах на урожай и т. д. Но главной задачей этой части является установление контакта между следователем и допрашиваемым. На этой стадии определяются такие общие параметры беседы, как ее темп, ритм, уровень напряженности, основные состояния собеседников и главные аргументы, которыми они будут убеждать друг друга в своей правоте.

Третья часть. Именно здесь следователь организует получение от допрашиваемого основной информации, необходимой для расследования и раскрытия преступления. При правильно организованном допросе благодаря приемам, основанным на глубоко индивидуальном подходе к личности допрашиваемого, следователю удается решить эту главную задачу.

В четвертой части допроса следователь сравнивает полученную информацию с уже имеющейся в деле. Затем он приступает к устранению всех неясностей и неточностей.

Далее следует заключительная часть допроса, в ходе которой следователь различными способами (рукопись, машинопись, магнитофонная запись, стенограмма) фиксирует полученную в результате допроса информацию и представляет эту информацию уже в письменном виде допрашиваемому, который, подтвердив правильность записанного в протокол, подписывает его.

Подозреваемый и обвиняемый отнюдь не обязательно могут быть преступниками. Поэтому, решая основной вопрос по делу, совершено ли преступление данным лицом, нужно ясно понимать его психологию. Подозреваемый, задержанный в порядке, установленном статьей 91 УПК РФ, должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента его фактического задержания. Он вправе пользоваться помощью защитника с момента, предусмотренного пунктами 2 и 3 части третьей статьи 49 УПК РФ, и иметь свидание с ним наедине и конфиденциально до первого допроса подозреваемого.

Факт уголовного преследования при этом и, следовательно, направленная против конкретного лица обвинительная деятельность могут подтверждаться в данном случае актом о возбуждении в отношении данного лица уголовного дела, проведением в отношении него следственных действий (обыска, опознания, допроса и др.) и иными мерами, предпринимаемыми в целях его изобличения или свидетельствующими о наличии подозрений против него. В частности, разъяснением в соответствии со статьей 51 (часть 1) Конституции Российской Федерации права не давать показаний против себя самого.

Следователь при допросе подозреваемого учитывает качества личности человека. Они состоят в том, что данные о личности подозреваемого, которыми располагает следователь, обычно ограничены. Кроме того, у следователя, при допросе подозреваемого еще нет убедительных доказательств, как при допросе обвиняемого. Известно, что положительные качества имеются у любого человека, даже совершившего тяжкое преступление и взявшего на вооружение ложь. Тот факт, что следователь заметил эти положительные стороны у подозреваемого, повышает чувство собственной значимости последнего, помогает налаживанию с ним психологического контакта.

В ходе допроса между следователем и подозреваемым происходит обмен информацией, в которой можно выделить два аспекта: словесный обмен информацией и получение информации о состоянии подозреваемого и даже о направлении его мыслей - путем наблюдения за его поведением (жесты, мимика, микродвижение конечностей и т. д.) 11 Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других людей по их жестам. М., 1992..

Рассмотрим некоторые психологические закономерности мимики человека. В этом заключается ее выдающееся значение как объективного фактора внешнего выражения личности. На следствии особенно большое значение приобретает познание произвольных и непроизвольных компонентов мимики. Такие компоненты, не подчиняясь волевому управлению, как бы открывают душу человека перед собеседником.

Следователь должен уметь организовать свое психическое состояние. Хороший следователь, обладая навыками управления своей волевой и эмоциональной сферами, умеет управлять в рамках закона эмоциями подозреваемого: в начальной стадии допроса тонкими профессиональными приемами гасить вспышки ненависти, зла, отчаяния. Глубина контакта обычно связана с тем, на каком уровне он осуществляется. Опытные следователи меняют различные параметры беседы, применяют те или иные тактические приемы в зависимости от индивидуальных особенностей личности подозреваемого.

Способов, с помощью которых может быть достигнут психологический контакт, множество, однако все они подчиняются следующим общим закономерностям: исследуя личность подозреваемого, следователь должен планировать обращение к ее лучшим сторонам, т. е. к социально положительным ролевым позициям данной личности. Недопустимо с этической и тактической стороны использование следователем в допросе отрицательных сторон его личности, даже если следователь хорошо знает их.

Следователь допрашивает обвиняемого немедленно после предъявления ему обвинения с соблюдением требований пункта 9 части четвертой статьи 47 и части третьей статьи 50 УПК РФ. В начале допроса следователь выясняет у обвиняемого, признает ли он себя виновным, желает ли дать показания по существу предъявленного обвинения и на каком языке. В случае отказа обвиняемого от дачи показаний следователь делает соответствующую запись в протоколе его допроса. Повторный допрос обвиняемого по тому же обвинению в случае его отказа от дачи показаний на первом допросе может проводиться только по просьбе самого обвиняемого. Протокол допроса обвиняемого (статья 174 УПК РФ), составляемые следователем при каждом допросе также с соблюдением общих требований составления протокола, определенными в статье 190 УПК РФ. Соответственно, действующий УПК РФ закрепляет право обвиняемого иметь свидания с защитником наедине и конфиденциально, в том числе до первого допроса, обвиняемого, без ограничения их числа и продолжительности. Так, защитник, участвующий в производстве следственного действия, в рамках оказания юридической помощи своему подзащитному вправе давать ему в присутствии следователя краткие консультации, задавать с разрешения следователя вопросы допрашиваемым лицам, делать письменные замечания по поводу правильности и полноты записей в протоколе данного следственного действия. Следователь может отвести вопросы защитника, но обязан занести отведенные вопросы в протокол.

Более сложным может оказаться установление контакта с обвиняемым, настроившимся на дачу заведомо ложных показаний, да еще к тому же ранее судимым. Иногда в подобной конфликтной ситуации контакт установить не удается. Допрос приобретает характер противоборства, и в таких условиях психологической задачей следователя является внушение обвиняемому уважения к своему противнику, чувства безнадежности обмануть следствие. Это уже первый шаг к установлению контакта и побуждению обвиняемого к даче правдивых показаний.

Допрос обвиняемого, полностью признающего себя виновным, как правило, носит бесконфликтный характер. Человек, глубоко раскаивающийся в совершенном преступлении, еще задолго до допроса испытывает угрызения совести, чувство стыда, сожаления о содеянном. Такой обвиняемый, видя в следователе человека, сопереживающего вместе с ним, желающего объективно разобраться в случившемся, проникается доверием к следователю и его разъяснению, что чистосердечное признание своей вины и дача правдивых показаний явится смягчающим вину обстоятельством. Такая позиция обвиняемого, безусловно, является основой для установления контакта между следователем и допрашиваемым.

Приемы правомерного психического воздействия - приемы преодоления противодействия следствию. Раскрытие смысла и значения имеющейся информации, бессмысленности и нелепости ложных показаний, бесперспективности позиции запирательства - основа стратегии следователя в ситуации противодействия следствию.

Для реализации этой стратегии нужна высокая информационная проницательность, гибкость, способность использования получаемой информации для развития процесса расследования.

Одно из основных средств психического воздействия - вопрос следователя. Вопрос можно поставить таким образом, чтобы ограничить меру информации для допрашиваемого лица или активизировать его предвосхищающую деятельность. Обвиняемый (подозреваемый) всегда знает то, что его изобличает и чувствует меру приближения вопроса следователя к изобличающим обстоятельствам. Он анализирует не только то, что спрашивается, но и то, для чего спрашивается. Вопросы следователя должны быть обоснованными, не носить характера ловушек. Следователь должен широко использовать противодействующие вопросы, т.е. такие вопросы, которые парируют предыдущие ответы, вскрывают их несостоятельность, выражают негативное к ним отношение со стороны следователя, противодействуют ложным установкам допрашиваемого. Эти вопросы-реплики демонстрируют информационную осведомленность следователя по расследуемому эпизоду, предупреждает о невозможности ввести следствие в заблуждение.

Мнимая бесконфликтность ситуации допроса возникает в случае самооговора обвиняемого. Вероятность самооговора повышается, если обвиняемый отличается повышенной внушаемостью, податливостью к внешнему воздействию, неумением отстаивать свою позицию, слабоволием, склонностью к развитию депрессии, апатии, недостаточной выносливостью к психическому напряжению.

Известно, что наиболее типичными мотивами самооговора является стремление избавить от наказания действительного виновника. Такой мотив формируется под влиянием родственных или дружеских чувств либо продиктовано определенными групповыми интересами (как это иногда бывает среди преступников-рецидивистов) или же достигается угрозами и воздействием заинтересованных лиц в отношении тех, кто находится в какой-либо зависимости от них (несовершеннолетний и т. п.). Нельзя исключить и возможности того, что обвиняемый оговаривает себя из боязни огласки каких-либо компрометирующих сведений или из желания получить от заинтересованных лиц определенную материальную выгоду.

Практика показывает, что в преступлениях, совершаемых группой, обвиняемый по-разному относится к соучастникам. Если кому-то он многим обязан, то старается скрыть причастность к преступлению этого человека, надеясь на его помощь и поддержку. Гораздо чаше система психологических отношений в преступной группе построена на подчинении силе, страхе, иных низменных побуждениях и инстинктах. Поэтому в процессе расследования, когда участники преступной группы изолированы друг от друга, построенные на такой основе отношения распадаются. У обвиняемого крепнет неприязнь к лицам, втянувшим его в преступную группу, по чьей вине он оказался привлеченным к уголовной ответственности. Следователь вправе использовать подобное психологическое состояние обвиняемого, раскрыть перед ним систему отношений, существовавших в преступной группе, показать, на чем построено ложное чувство товарищества среди преступников, использовать эти знания для выбора наиболее эффективных тактических приемов допроса. Однако следует помнить о необходимости очень осторожного их выбора с учетом психологических взаимоотношений участников преступной группы, поскольку недопустимы приемы, основанные на использовании, разжигании низменных чувств и побуждений.

Таким образом, допрос - это борьба за истину. Силу в этой борьбе следователю дают различные научные знания, и одно из первых мест среди них занимает психология.

Предметы, обнаруженные в одежде трупа.

Тело трупа и повреждения на нем.

Одежда, находящаяся на трупе.

Ложе трупа.

Орудия причинения смерти, обнаруженные на трупе.

Внешнее состояние одежды на трупе.

Поза трупа и его положение на месте происшествия.

По окончании осмотра труп потерпевшего, личность кото­рого не установлена, обязательно дактилоскопируется и после придания лицу трупа прижизненного вида (производится «туалет трупа») фотографируется по правилам сигналетической съемки.

Общие тактические приемы допроса. 1. Индивидуальный подход к допрашиваемому, установление с ним психологического контакта. Поскольку каждый допрашиваемый как личность индивидуален и неповторим и поскольку всегда есть причины, по которым он может неумышленно искажать реальные факты или уклоняться от дачи правдивых показаний, постольку должны быть индивидуальны и способы получения следователем полной и объективной информации. Поэтому индивидуальный подход к каждому человеку, с которым приходится общаться следователю, – общее правило, без соблюдения которого нельзя рассчитывать на успех.

Индивидуальный подход служит непременным условием установления психологического контакта – особого рода взаимоотношений, складывающихся между следователем и допрашиваемым.

Допрос как форма человеческого общения специфичен. С одной стороны, он – правоотношение, так как осуществляется в случаях и в порядке, предусмотренных законом. С другой стороны, это общение двух людей, возможное лишь в определенных условиях, создание которых входит в задачу следователя.

Для установления взаимоотношений, вне которых невозможен плодотворный обмен информацией, следователь должен понять личность допрашиваемого: уяснить его волевые качества, особенности темперамента, уровень интеллекта, а также намерения – готовность давать правдивые показания или желание уклоняться от них. Если допрашиваемый искажает какие-то обстоятельства, то выясняется причина этого.

1.Установлению психологического контакта с допрашиваемым способствует также объективность, выдержка, чувство такта в общении с ним следователя. Именно благодаря им на допросе может быть создана атмосфера, побуждающая к откровенности. Понятно, что такое бывает только при общении с человеком, который, по мнению собеседника, способен понять причины совершенных поступков. Не переходя границ, допустимых его официальным статусом, следователю нужно проявить себя внимательным и доброжелательным слушателем, интересующимся не только сведениями, необходимыми для дела, но и человеком, оказавшимся в силу неблагоприятного стечения обстоятельств в сложном положении.



2.Даже при общении с обвиняемым, вызывающим вполне объяснимую неприязнь, следователь обязан сдерживать свои эмоции. Задача получить точную информацию слишком важна, чтобы осложнить ее решение своей невыдержанностью.

3.В криминальной среде бытуют свои неписаные правила поведения, свои понятия чести и солидарности. Следователь-профессионал должен обладать соответствующими знаниями и учитывать особенности лиц данной категории при установлении контакта с допрашиваемым, который имеет отношение к этому кругу.

4.Следователю необходимо вызывать у допрашиваемого уважение к себе, своим интеллектуальным, нравственным и профессиональным качествам. Допрашиваемый субъект лишь тогда испытает желание быть искренним со следователем, когда увидит в нем умного, честного и компетентного представителя государства. У допрашиваемого не должно быть тайн от следователя даже в самых трудных обстоятельствах.

5.Создание условий для свободного рассказа. Такой рассказ как прием допроса заключается в предоставлении допрашиваемому возможности самостоятельно изложить все известное ему по делу. Заполнив биографическую часть протокола и разъяснив допрашиваемому права и обязанности, следователь предлагает ему подробно рассказать о том, что ему известно о конкретном факте или происшествии. При этом рассказчика не следует без особой необходимости перебивать или останавливать, дав возможность показать свою осведомленность в тех пределах, в которых он сочтет нужным.

6.Наблюдая за поведением допрашиваемого, его жестами, мимикой, психофизиологическими реакциями, сопоставляя показания с материалами дела, следователь может:

– составить более полное представление о личности допрашиваемого: его характере, интеллекте, волевых качествах и т.д.;

– выяснить степень его осведомленности об обстоятельствах дела, желание или нежелание давать правдивые показания;

– получить информацию о фактах, которые следователю вообще не были известны либо уточнение которых у данного лица не предполагалось.

Свободный рассказ – прием, проверенный многолетней практикой и подтвердивший свою эффективность. Есть одна особенность его использования при допросе лиц, которые, вероятно, исказят действительные обстоятельства дела. Им предлагается рассказать не все известное по делу, а описать какое-то отдельное обстоятельство (эпизод), наиболее полно изученное в ходе расследования. Услышав ложные показания, следователь может уличить недобросовестного допрашиваемого, чем побудит говорить правду по этому и другим обстоятельствам дела. Данный прием криминалисты называют сужением темы свободного рассказа.

3. Уточнение полученных данных путем постановки вопросов допрашиваемому. Получаемая информация всегда подвергается тщательному анализу и проверке, поэтому следователь не может ограничиваться тем, что сообщил допрашиваемый путем свободного рассказа. Необходимо выяснить детали изложенных событий: время, место, условия, в которых они происходили и воспринимались допрашиваемым; иные лица, могущие подтвердить сказанное, и т.д. Именно поэтому следователь приступает к уточнению показаний и восполнению пробелов в них путем постановки вопросов.

Криминалисты проводят классификацию вопросов. Те, в которых определяется главная тема допроса, называют основными. Для выяснения обстоятельств, почему-либо не затронутых допрашиваемым, ставятся дополняющие вопросы. Если необходимо побудить лицо более подробно изложить обстоятельства дела, детализировать информацию, задают уточняющие вопросы. Для проверки степени осведомленности и правдивости ставят контрольные вопросы, касающиеся частностей и смежных обстоятельств, которые должны быть известны допрашиваемому. Постановка наводящих вопросов не допускается.

Криминалистический анализ и оценка показаний допрашиваемого в ходе допроса осуществляется непрерывно. Понять степень осведомленности и искренности допрашиваемого можно, наблюдая за его манерой изложения. О хорошо известных и твердо запомнившихся обстоятельствах он будет говорить уверенно, не путаясь в деталях и не ссылаясь на запамятование. Неспособность детализировать событие может свидетельствовать о забывчивости или пробелах в восприятии. Путаные и нечеткие ответы на контрольные вопросы, умолчание о событиях, которые допрашиваемый должен был знать и помнить, дают основания полагать, что он не желает быть откровенным.

Основной способ оценки показаний – сопоставление их с имеющимися в деле проверенными доказательствами и не вызывающими сомнения оперативно-розыскными данными. В ином случае к оценке показаний нужно подходить осторожно, ибо неточными могут быть ранее полученные сведения.

проявляйте искренний интерес к другим людям;
2) улыбайтесь;
3) помните, что для человека звук его имени – самый сладкий и самый важный звук человеческой речи;
4) будьте хорошим слушателем, поощряйте других рассказывать вам о себе;
5) ведите разговор в круге интересов вашего собеседника;
6) давайте людям почувствовать их значимость и делайте это искренне. Банальность некоторых приемов очевидна, однако это не лишает их практического значения при определенной интерпретации.

ФОТО Getty Images

1. Психология

Для кого? Для всех интересующиеся психологией.

2. a.psychology

Чем интересна? Хорошо переведенными статьями по психологии из научных журналов. Группа обновляется почти каждый день, поэтому можно найти там новости, которые не попадают к нам в журнал.

Для кого? Для всех, кто хочет быть в курсе последних новостей и исследований из мира психологии.

3. Starts&Flops

Чем интересна? Статьями, переводами из иностранных источников и видеороликами на тему мотивации, самоорганизации и достижения результатов. Отдельный плюс: отличное оформление материалов (с выделением заголовков, активными ссылками на источники, картинками), легкий стиль изложения.

Для кого? Для тех, кто интересуется темами продуктивности, самоорганизации и успешности. А также тех, кто начинает свои первые шаги в бизнесе или ищет работу мечты.

4. Все как у зверей

Чем интересна? Биолог и видеоблогер Евгения Тимонова нашла оригинальный способ подчеркнуть нашу близость с другими представителями животного мира. Она находит у обезьян, львов и насекомых следы типично «человеческого» поведения – например, прокрастинацию, гомосексуализм и проституцию. А ее ролик «Звериный оскал патриотизма» (догадайтесь, о чем он) поставил рекорд – его посмотрело больше миллиона человек.

Для кого? Для всех, кто интересуется поведением животных и хочет при случае блеснуть неожиданными знаниями о том, как икота связана с жабрами головастика, а поцелуй – с кормлением детенышей.

5. Obraz

Чем интересна? Инструкциями, помогающими мыслить ясно и последовательно, изложенными в виде красиво оформленной инфографики. Обновляется нечасто, но зато материалы, собранные в группе (и на сайте), можно распечатать и повесить на видное место – рядом с компьютером или телевизором. Последний вариант особенно удобен при просмотре новостей: можно сразу сверяться со списком логических ошибок и уловок.

Для кого? Для всех, кто хочет развить чувствительность к обману и заострить мышление.

6. Нейробиология

Чем интересна? Публикациями о работе мозга и ее нарушениях, подборками книг и статей по нейробиологии, а также записями лекций известных исследователей. Стиль изложения сложный, рассчитанный на искушенных читателей.

Для кого? Для психологов, нейробиологов и всех, кто интересуется тем, как работает мозг.

7. Praxis

Чем интересна? Praxis – это площадка для общения и обмена знаниями между психологами, организованная студентами психологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. В группе публикуется информация о лекциях, семинарах и мастер-классах, выкладываются видео- и аудиозаписи. Кроме того, по хэштегу #praxis_психолог_говорит можно найти комментарии психологов к текущим событиям.

Для кого? Для студентов-психологов и всех, кто интересуется академической психологией.

8. Дайджест психологических исследований

Чем интересна? В группе регулярно публикуется анализ последних (и самых интересных с точки зрения редактора) экспериментов и исследований в области психологии. Группу ведет Андрей Ловаков, психолог и преподаватель Высшей школы экономики.

Для кого? Студенты-психологи, профессионалы и все желающие поглубже разобраться в том, чем сегодня занимаются психологи-исследователи.

9. Yo!Brain

Чем интересна? В группе публикуются свежие новости об устройстве человеческой психики, а также статьи об интересных фактах, связанных с нашим мозгом и сознанием. В 2013 году группа стала победителем конкурса научных блогов за статью «Иллюзия резиновой руки, или как мы воспринимаем искусственные части тела». Одна из удобных особенностей группы: в ней часто публикуются перепосты новостей дружественных психологических сообществ – Praxis, Дайджеста психологических исследований и других.

Для кого? Для всех, кто хочет следить за актуальными психологическими новостями, не подписываясь на много разных рассылок.

10. Детская психология и психология родительства

Чем интересна? В группе можно найти огромное количество материалов о воспитании ребенка, детской и семейной психологии, найти хорошего специалиста, попросить совета. В меню группы есть удобный рубрикатор и список статей.

Для кого? Для всех, кто воспитывает ребенка или только собирается его завести, а также для детских и семейных психологов.

  • § 1. Общая характеристика допроса как метода получения информации
  • § 2. Прогнозирование и планирование предстоящего общения
  • § 3. Установление психологического контакта
  • § 4. Обмен речевой (и иной) информацией для достижения целей допроса
  • § 5. Окончание допроса (выход из общения), мысленный разбор (анализ) хода и результатов допроса
  • Глава третья Тактические особенности организации общения в ходе иных вербальных следственных действий
  • § 1. Особенности применения тактических приемов управления общением в ходе очной ставки
  • § 2. Организационные и тактические особенности предъявления для опознания
  • § 3. Некоторые особенности организации и тактики производства проверки показаний на месте
  • Характер человеческих отношений диктует разнообразие психологических контактов, содержание кᴏᴛᴏᴩых в процессе расследования ϲʙᴏдится к “господству - подчинению” или к сугубо деловым контактам “взаимное следование ϲʙᴏим обязанностям” и т. п.

    Психологический контакт-϶ᴛᴏ образное выражение, обозначающее взаимопонимание, доверие и желание двух лиц общаться друг с другом. Это форма взаимоотношения лиц, обменивающихся информацией в какой-либо деятельности. Материал опубликован на http://сайт

    Психологический контакт следователя с подозреваемым, обвиняемым, свидетелем, потерпевшим - ϶ᴛᴏ специфическая форма взаимоотношений представителя государства, кᴏᴛᴏᴩому поручено расследование, с названными лицами. Психологический контакт следователя с участниками уголовного процесса строится, с одной стороны, на нормах уголовно-процессуального закона, а с другой - на научных положениях криминалистики, судебной психологии, логики и теории управления деятельностью.

    В криминалистической литературе до нашего времени нет единого понятия психологического контакта. По нашему мнению, наиболее удачно психологический контакт (как “согласованное деловое взаимоотношение следователя со свидетелем, потерпевшим, подозреваемым или обвиняемым, кᴏᴛᴏᴩое возникает на основе правильной позиции следователя и поведения допрашиваемого, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего или не противоречащего задачам уголовного судопроизводства”) определяет Г. Г. Доспулов. Перекликается с ним позиция А. Н. Не стоит забывать, что васильева, кᴏᴛᴏᴩый повествовал, что “психологический контакт следователя с другими участниками следственных действий состоит в установлении отношений, характеризующихся точным и добросовестным выполнением всеми участниками (в т.ч. и следователем) ϲʙᴏих процессуальных и нравственных обязанностей, правильном использовании ϲʙᴏих процессуальных прав, в результате чего создаются отношения и атмосфера, благоприятствующие решению задачи данного следственного действия”. Уточняя положения, высказанные автором, добавим, что описанные им отношения между участниками будут по ϲʙᴏей сути отношениями сотрудничества, кᴏᴛᴏᴩое может основываться не только на доверии, но и на кооперативных началах.

    Отдельные авторы видят задачу установления психологического контакта в нахождении общих интересов следователя и допрашиваемого, т. е. в переходе в допросе от психологического “Я” к психологическому “Мы”. А. Б. Соловьев, указывая на особенности психологического контакта, делает вывод, что он носит односторонний характер, так как следователь стремится получить от допрашиваемого как можно больше информации и в то же время скрыть ϲʙᴏю осведомленность по делу.

    При этом в ряде работ (Н. И. Порубов, А. В. Дулов) наметилась тенденция выдвижения на первый план информационного аспекта психологического контакта, представляющего наиболее универсальную и наиболее независимую его характеристику. Общение в ходе допроса всегда связано с процессом адаптации - социальной личностной, ситуативной, что требует непрерывного поступления информации об условиях, субъекте общения и средствах управления общением. Причем информация здесь должна пониматься как “форма связи управляющего объекта с управляемым”.

    Психологический контакт складывается в ходе общения и его обязательной предпосылкой будет обоюдная готовность (установка) к восприятию и пониманию лицами друг друга. Общающиеся люди посредством использования различных средств (приемов) обмениваются информацией и в итоге между ними устанавливаются определенные отношения. Отсюда, что такое психологический контакт? Это и цель, детерминирующая готовность к общению, и процесс обмена информацией, предпринимаемый для достижения цели, и, наконец, ϶ᴛᴏ результат-те отношения, кᴏᴛᴏᴩые позволяют продолжить общение и совместно решать определенные задачи. По϶ᴛᴏму психологический контакт целесообразно рассматривать в двух планах: как определенные отношения, складывающиеся между участниками допроса, и как деятельность по созданию данных отношений, протекающую в форме общения.

    Установление психологического контакта - ϶ᴛᴏ целенаправленная, планируемая деятельность следователя по организации и управлению движением информации в процессе общения, направленная на создание условий, обеспечивающих его развитие в нужном для достижения поставленной цели направлении и осуществляется на всем протяжении расследования. При всем этом установление психологического контакта - ϶ᴛᴏ деятельность временная, характерная для каждого допроса, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующий “настрой” на общение.

    Содержанием деятельности по установлению психологического контакта будут отношения сотрудничества и взаимопонимания (доверия), основанные на стремлении к единой цели (или, по крайней мере, на совпадении целей на отдельных этапах общения) или взаимном уважении обменивающихся информацией лиц. Установление психологического контакта есть активная деятельность следователя, направленная на формирование позитивной позиции лиц, дающих показания либо установки на продолжение общения и побуждение к сотрудничеству.

    Возможности установления психологического контакта, его формы, подход к общению, благоприятствующий достижению цели, зависят прежде всего от индивидуальных психологических качеств человека, с кᴏᴛᴏᴩым предстоит установить отношения сотрудничества, от его типологических особенностей, характерных для исполнения им определенных обязанностей, роли в конкретной ситуации события преступления, жизненного и специального опыта. Отсюда, в деятельности по установлению психологического контакта на первый план выдвигаются умения следователя разбираться в психологии людей, владеть приемами допустимого воздействия на них, методикой анализа их поведения и самоанализа. Для ϶ᴛᴏго необходимы жизненный опыт и знание рекомендуемых криминалистикой тактических приемов, основанных на данных психологии, логики и других наук.

    В криминалистике в основном разработаны тактические приемы установления психологического контакта, однако конкретные рекомендации для его достижения различаются. Так, А. В. Дулов в числе приемов называет: а) возбуждение интереса допрашиваемого к предстоящему допросу; б) возбуждение интереса у допрашиваемого к допрашивающему (следователю, прокурору, начальнику розыска); в) обращение к закону, разъяснение значимости требуемой информации, ознакомление с обстоятельствами, смягчающими вину, и т. п.

    В. Ф. Глазырин для установления психологического контакта рекомендует следующие приемы: а) обращение к логическому мышлению обвиняемого; б) возбуждение у обвиняемого интереса к общению и результатам его (если обвиняемый действительно совершил преступление, то вина его будет доказана независимо от его показания, и т. п.); в) повышение эмоционального состояния - возбуждения (обращение к чувствам обвиняемого: гордости, стыду, сожалению, раскаянию и т. п.); г) воздействие на обвиняемого личными качествами следователя (вежливость, справедливость, доброжелательность, требовательность и т. п.)

    При установлении психологического контакта нельзя допускать ситуации “смыслового барьера”, когда в процессе общения наступает взаимное отчуждение, непонимание друг друга. Стоит заметить, что оно характеризуется недоверием, враждебностью, психологической непроницательностью. Все доводы кажутся обвиняемому попыткой обмануть его.

    Обобщая сказанное, можно назвать наиболее общие способы установления психологического контакта:

    1) создание надлежащей обстановки допроса;

    2) допрос наедине;

    3) корректное поведение следователя как представителя государства, выполняющего важные общественные функции,

    4) демонстрация доброжелательности, непредвзятого отношения к допрашиваемому, возбуждающих интерес к следователю как партнеру по общению,

    5) демонстрация умения выслушать до конца, не повышать тон;

    6) проведение предварительной беседы на отвлеченную тему;

    7) обращение к логическому мышлению;

    8) разъяснение целей и задач допроса;

    9) создание обстановки, возбуждающей интерес к допросу и результатам его.

    При установлении психологического контакта нельзя допускать:

    1) длительного ожидания допроса;

    2) проявления излишней заинтересованности, сожаления;

    3) обещаний невыполнимого, использования лжи, призывов к действиям, противоречащим нормам морали, и т. п.

    Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что можно сделать вывод, что в литературе установление психологического контакта связывается с применением тактических приемов, направленных, в первую очередь, на побуждение готовности допрашиваемого дать правдивые показания, добросовестно выполнить ϲʙᴏи нравственные обязанности, возбуждение чувства доверия к следователю с тем, ɥᴛᴏбы допрашиваемый (в т.ч. и обвиняемый) ϲʙᴏим поведением способствовал достижению истины, выполнению задач уголовного судопроизводства. К сожалению, зачастую данные идеализированные пожелания остаются “благими намерениями”, и не больше, сталкиваясь с ситуациями конфликтного противоборства лиц, всеми силами стремящихся скрыть истину. По϶ᴛᴏму, думается, от таких лиц реальнее будет не требовать “ϲʙᴏим поведением способствовать достижению истины”, так как поиск истины - профессиональная задача следователя, а пробудить готовность к общению и сотрудничеству со следователем в решении отдельных задач расследуемого дела, составляющих предмет конкретного общения.

    Психологический контакт как непременный атрибут общения предполагает различные виды взаимодействия, и прежде всего кооперацию и конкуренцию. По϶ᴛᴏму установление психологического контакта возможно и в тех ситуациях, когда лица имеют несовпадающие интересы, тем не менее проявляют готовность и желание к обмену информацией н пониманию друг друга.

    Анализируя приводимые в литературе тактические приемы установления психологического контакта, можно также заметить, что в них основное внимание уделяется внешней стороне информационного взаимодействия - обеспечению на допросе беспрепятственного и активного участия в нем допрашиваемого, т. е. наличие или отсутствие психологического контакта в процессе общения ставится, главным образом, в зависимость от желания лица давать показания, в связи с чем и происходит выбор приемов тактического воздействия на него. Такой подход к решению ϶ᴛᴏго вопроса нам представляется не совсем продуктивным.

    Бесспорно, что организация правильных взаимоотношений следователя с допрашиваемым будет важной стороной установления психологического контакта. Умение следователя проявить ϲʙᴏи коммуникативные ϲʙᴏйства (вежливость, доброжелательность, внешнее выражение стремления выслушать собеседника и т. п.) и расположить к себе допрашиваемого (завоевать авторитет, добиться уважения, вызвать доверие) требует определенных тактических усилий, являющихся выразителями стиля его поведения, в кᴏᴛᴏᴩом воплощается единая направленность всех особенностей общения взаимодействующих сторон в процессе допроса.

    Стиль поведения при ϶ᴛᴏм характеризуется двумя взаимосвязанными факторами: во-первых, внешними формами проявления особенностей поведения или манерами (формами обращения к собеседнику “на ты”, “на вы”, по имени, по фамилии; предложением или разрешением курить; проявлением внимательности, чуткости и пр.) и, во-вторых, внутренним, “добавочным” смыслом или подтекстом поведения (т. е. следователь, например, должен вести себя так, ɥᴛᴏбы допрашиваемый видел в нем представителя государственной власти, стоящего на страже социалистической законности, убедился, что следователь стремится выяснить истину, что ему можно доверять, осознал, что следователь знает ϲʙᴏе дело, и обманывать его бесполезно)

    Планируя допрос, безусловно, крайне важно учитывать все данные факты, однако основной акцент при установлении психологического контакта следует перенести на активизацию роли следователя в ϶ᴛᴏм процессе. В связи с данным тактическое воздействие не следует ставить в зависимость от желания допрашиваемого давать правдивые показания, а наоборот, желание его вступать в общение со следователем (потребность передать информацию) нужно рассматривать как явление, зависимое от тактического воздействия следователя.

    Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что в основе взаимодействия при установлении психологического контакта лежит упорядоченное определенным образом движение информации, в кᴏᴛᴏᴩом в качестве главного управляющего элемента необходимо выделить и актуализировать меру влияния следователя (его предприимчивость, инициативу, выражение внутренних побуждений к изменению обстановки, к новым формам сотрудничества) на другого участника взаимодействия.

    Условно, в целях оптимизации тактических приемов воздействия на допрашиваемых, деятельность следователя по установлению психологического кот акта можно разделить на три относительно самостоятельных этапа (стадии):

    1. Предшествующая общению стадия, кᴏᴛᴏᴩая складывается из:

    а) прогнозирования процесса установления психологического кон! акта в ходе подготовки к допросу;

    б) создания внешних условий, облегчающих установление психологического контакта.

    2. Начальная стадия общения, состоящая из приемов, направленных на:

    а) проявление внешних коммуникативных ϲʙᴏйств в начале зрительно-кинестезического (безречевого) общения;

    б) изучение психического состояния, отношения допрашиваемого к начавшемуся общению.

    3. Стадия последующего общения, связанная с поддержанием психологического контакта и преодолением негативной позиции. Стоит заметить, что она складывается из:

    а) действий по ликвидации помех в общении;

    б) тактических приемов, направленных на возбуждение интереса к развитию начавшегося общения и его продолжения в будущем.

    Перечисленные выше этапы в рассматриваемом нами поведенческом аспекте деятельности следователя по подготовке и проведению допроса представляются как специфически организованные и управляемые поступки, действия и комбинации действий следователя, направленные на установление, контроль и регулирование отношений взаимодействия в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с поставленной целью и избранной моделью общения. По϶ᴛᴏму, солидаризуясь с А. Н. Не стоит забывать, что васильевым, мы считаем целесообразным говорить о формировании психологического контакта как о тактической задаче, решаемой путем применения группы частично названных нами и упоминающихся в литературе тактических приемов.

    Пользовательское соглашение:
    Интеллектуальные права на материал - Тактика общения следователя с участниками отдельных следственных действий - В.Г. Лукашевич принадлежат её автору. Данное пособие/книга размещена исключительно для ознакомительных целей без вовлечения в коммерческий оборот. Вся информация (в том числе и "§ 3. Установление психологического контакта") собрана из открытых источников, либо добавлена пользователями на безвозмездной основе.
    Для полноценного использования размещённой информации Администрация проекта сайт настоятельно рекомендует приобрести книгу / пособие Тактика общения следователя с участниками отдельных следственных действий - В.Г. Лукашевич в любом онлайн-магазине.

    Тег-блок: Тактика общения следователя с участниками отдельных следственных действий - В.Г. Лукашевич, 2015. § 3. Установление психологического контакта.

    (С) Юридический репозиторий сайт 2011-2016