Open
Close

Индийские праздники. Праздники Индии

Махашиваратри (ратри — санск. ночь) это ночь поста и молитвы. Священное время праздника открывает нам возможности для духовного «ускорения» так как во вселенной подобно нектару распространяется уникальное сочетание энергии. Вибрации этой ночи подобны прохладному лунному свету, озаряющему наш внутренний мир, успокаивающие и охлаждающие наш ум. Проведя хотя бы часть этой ночи в медитации и молитве мы можем получить ответы на вопрос: как и что нужно сделать для того чтобы достичь желаемого освобождения.

Эту ночь проводят в размышлении о Господе Шиве, разрушителе препятствий и иллюзий. Верующие читают истории про Шиву, поют гимны в честь Шивы. Пураны рекомендуют поститься и бодрствовать в ночь Махашиваратри.

Махашиваратри не относится исключительно к праздникам Индии. Этот праздник можно назвать интернациональным и не привязанным к религиозному культу какой-либо страны. В эту ночь уникальное расположения орбит Луны, Солнца и Земли на 12 часов освобождает нас от оков, позволяя взлезть ввысь… туда к бесконечным горизонтам духа и бесконечному небу преданности, любви и блаженства.

Считается, что в эту ночь наш ум, поддерживающий наши иллюзии, генерирующий практически бесконечный поток желаний, обретает успокоение — таковы благословения Шивы. И в этой тишине мы получаем уникальный шанс осознать свою природу, прикоснуться к своему существу.

Вселенная дарует нам уникальный шанс устранить со своего пути препятствия мешающие нам жить счастливой и полноценной жизнь, пребывая в мире с собой и другими людьми. И не важно, что это за препятствия — материальные трудности или неумение строить отношения с другими людьми. У якорей, держащих нас в мире собственных иллюзий, могут быть разные названия, но суть одна. они не дают нам быть свободными и счастливыми. Так что не теряйте времени.

Махашиваратри и астрология

Шива считается покровителем и сигнификатором Луны. Если в ваше гороскопе Луна имеет неблагоприятное расположение или сейчас идет период Луны в вашей карте рождения, эта ночь дает вам возможность обрести особые благословения и гармонизировать влияние Чандры (Луны).

Пост и бодрствование в эту ночь, рекомендуется представителям лунных Весов так как в вашей астрологической карте сейчас действует вторая стадия «Саде — сати» и Луна будет соединена с Сатурном. Ваша аскеза в эту ночь поможет решить проблемы со здоровьем, уменьшить количество препятствий на вашем пути и помочь обрести новое понимание себя.

Благословение Махашиваратри

В эту святую ночь почитают Шиву, совершая каждые два — три часа пуджу (богослужение).

Приблизительно с 19.00−22.00 (время московское) произносятся молитвы, с благими намерениями, без эгоистических желаний и мелочных материальных просьб. «Господи! Даруй мне Веру и Любовь к тебе, даруй мне истинное Знание и Гуру!». Вы можете использовать это время для совершение своей повседневной садханы или молитвы.

С 0:00—3:00 (время московское) вторая пуджа, в это время просят о процветании, богатстве, славе, карьере.

С 4:00—6:00 (время московское) совершается почитание Шивы в Его грозных аспектах, разрушителя негатива. Молят о приобретении добродетельных качеств и об избавлении от негативных. Если у вас есть проблемы которые вы не можете решить своими силами, то это время подходит для того чтобы попросить о помощи. Только помните об экологичности, исполнение вашего желания не должно причинять вред другим людям.

Последняя пуджа связана с почитанием Шивы как Абсолюта, находящегося за пределами всех качеств, имён и форм. Время Брахма-мухурты (06:19 — 07:07 по московскому времени) предрассветное время, когда удивительная тишина и покой царят в природе, как раз способствует такой медитации. Это промежуток между сном и бодрствованием. Четвёртая, заключительная пуджа, даёт нам возможность — ощутить Шиву как своё Высшее Я.

Пуджу (священнослужение) можно заменить молитвой.

Для женщин эта ночь также особенно благоприятна. Незамужние девушки в эту ночь бодрствуют, постят и молят Шиву дать им хороших мужей. Замужние — молят о семейном благополучии и процветании в новом году. Ведь Парвати, супругу Шивы, считают дарующей семейное счастье и счастливую семейную жизнь.

Как соблюдать пост

Для исполнения желаемого или освобождения от желаний (кому что больше нравится) в период Махашиваратри постятся, не едят и не пьют (телевизор так же смотреть нельзя, этот день можно провести без компьютера, это хороший пост для современного человека).

ТРАДИЦИОННЫЙ ПОСТ. Постятся с захода солнца 10 марта до восхода солнца 11 марта. (С 10.03.2013 . начало поста 19:15 окончить пост 11.03.2013 . в 8:05 по московскому времени)

СТРОГИЙ ПОСТ. Если позволяет здоровье, вы можете держать строгий пост (без воды и пищи). Он длиться с 10.03.2013 . начало поста 2:35 окончание поста 11.03.2013 . в 1:00. Если вы можете, держите строгий пост до рассвета 11 марта. Если здоровье не позволяет, то вы можете выпить воды или фруктового сока после 1:00, но от пищи лучше отказаться.

ПРОСТОЙ ПОСТ. Самый простой пост с 10.03.2013 . начало 18:00 - выход из поста 11.03.2013 6 часов утра

Шива покровитель аскетов, поэтому эта ночь предполагает, что вы отказываетесь от любой привязанности пусть и на время. Если вы не можете отказаться от еды, вы можете дать обет молчания и молчать в течении указанных промежутков времени. Или отказаться от курения и употребления алкоголя. Возможно, вы подвержены приступам гнева и грубите другим людям, откажитесь в этот день от агрессии и проведите день в покое.

Выход из поста это вкушение прасада, пищи которую вы предлагали Высшим силам как дар. Как приготовить Прасад читайте ниже.

Простой ритуал Махашиваратри

Помимо соблюдения поста вы можете провести небольшой ритуал в эту ночь.

Вам понадобится:

  • Цветок красного цвета
  • Молоко (молоко из тетрапака не используйте, лучше из пакета или от бабушки).
  • Новая кружка без рисунка, выберите в магазине самую красивую. Главное требование кружка должна быть новой и без рисунка. Потом вы сможете ею пользоваться, и она станет вашим амулетом на этот год.
  • Фрукты
  • Свеча
  • Благовония
  • Место для алтаря, если у вас нет постоянного.

Место для алтаря найдите заранее. Если у вас нет постоянного алтаря, вы можете соорудить его на окне или в любом другом удобном месте, во время сна ваши ноги не должны быть направлены к алтарю.

Вечером 10 марта, после того как вы завершили все свои дела, примите омовение и оденьте чистую одежду желтого или белого цвета.

Положите на алтарь цветы, мед, фрукты. Зажгите благовония и свечи. Откройте пакетик с молоком и, наливая его в кружку, прочтите 3 раза мантру «ОМ НАМАХ ШИВАЯ». Поставьте кружку на алтарь. В течении этой священный ночи молоко приобретет целебные свойства амриты (напиток бессмертия), а кружка станет вашим амулетом. В течении года, кружка будет работать как аккумулятор, наполняя вас энергией и покоем. Если у вас возникнут сложности или проблемы со здоровьем вы можете пить чай из кружки.

Итак, после того как вы подготовили алтарь в зависимости от ваших предпочтений проведите описанные ниже ритуалы.

Если у вас имеются четки и вам нравятся мантры, вы можете читать мантру «ОМ НАМАХ ШИВАЯ».

Минимальное количество повторение мантры 108 раз. Если получится, прочтите 1008, ведь это особенная ночь, можно один раз в году победить свою лень.

Если вы не поклонник чтения мантр и не сторонник медитации, проведи простой ритуал избавления от препятствий. Разложив все на алтаре, сядьте как вам удобно и подумайте о своей жизни. Куда вы идете и чего вы хотели бы достичь в жизни? Что вам мешает это сделать, напишите об этом. Обратитесь в молитве к Высшим силам с просьбой помочь вам избавиться от собственных иллюзий, мешающих вам увидеть верное решение или не позволяющих разрешить проблемы в отношениях. Затем выйдите на балкон и сожгите этот листок. Пепел обязательно нужно развеять по воздуху, так как священный пепел или вибхути один из атрибутов Шивы.

Обязательно минимум 30 минут побудьте в тишине и покое. Затем можно потушить свечи и лечь спать. Утром разделите фрукты между членами семьи. Прасад обладает чудодейственной силой.

Выйдя на балкон и читая мантру «ОМ НАМАХ ШИВАЯ» разбрызгайте несколько капель молока по воздуху (прикасайтесь к молоку только правой рукой). Остальное молоко выпейте сами или разделите между членами семьи, оно дарует исцеление и заряд бодрости.

Вы можете проводить свой маленький ритуал, выбрав промежуток времени в соответствие с теми намерениями, которые вы хотите реализовать. В Индии принято бодрствовать всю ночь.

Пусть божественная вибрация этой ночи поможет всем нам обрести благосостояние, найти свой путь, даст силы пройти этим путем к бесконечному сиянию божественности.

Оценить статью

Махашиваратри переводится с санскрита как «Великая ночь Шивы» («маха» – «великий», «ратри» – «ночь»). Махашиваратри – древний духовный праздник, посвященный Шиве, богу индуистской божественной троицы Брахма-Вишну-Шива.

Праздник Махашиваратри выпадает на новолуние, 14-ю ночь темной половины месяца Пхалгуна по индийскому календарю. Традиция гласит, что Шива так же, как его символ – месяц, появляется, чтобы спасти мир от тьмы невежества.

А если верить астрологии, в этот день определенное сочетание планет благоприятствует пробуждению духовных энергий.

Большинство индуистских праздников отмечается в течение дня, но Махашиваратри празднуют и днем, и ночью. Махашиваратри начинается с восходом Солнца.

Люди просыпаются рано, принимают ритуальное омовение, одеваются в новые одежды. Затем верующие идут в ближайший храм, посвященный Шиве, чтобы принять участие в праздновании. В других случаях проводят молитву в честь праздника дома.

Храмы в Махашиваратри красиво украшены. Вместо обычного богослужения проводятся специальные молитвы. Шиве подносят еду, цветы и благовония, звонят в храмовые колокола.

Празднование достигает апофеоза ночью. В течение всей ночи поют духовные песни (бхаджаны), слушают истории о Шиве, повторяют мантры и принимают участие в молитве. Они звонят в колокола и зажигают множество лампад в честь Великого Бога.

Существует множество легенд, связанных с Махашиваратри. Каждая легенда объясняет тот или иной обычай праздника, однако все мифы сходятся в одном – прославлении величия бога Шивы.

Легенды, связанные с поклонением лингаму в Махашиваратри

Шива изображается в виде лингама, символизирующего бесформенный Абсолют. По преданиям, впервые Шива предстал в виде лингама – столпа Света – в начале сотворения Вселенной, сейчас этот день называют Махашиваратри.

Однажды, в начале творения, Брахма и Вишну поспорили, кто из них лучше. Придя в замешательство от размаха этого спора, другие боги попросили Шиву вмешаться. Чтобы дать Брахме и Вишну осознание тщетности конфликта, Шива принял форму огромного столба Света – лингама – вставшего между ними.

Охваченные благоговением от масштаба этого явления, а также чтобы установить господство одного над другим, боги решили найти начало и конец этого столба.

Брахма принял форму лебедя и полетел кверху, а Вишну в облике кабана направился к Земле.

Но свет не имел границ, и, несмотря на то, что боги преодолели огромное расстояние, ни один из них не смог найти конец столба.

На пути Брахме попался цветок кетаки, медленно опускавшийся вниз. Брахма спросил, откуда он. Кетаки ответил, что он падает со столба в качестве подношения.

Так и не сумев найти верхнюю границу, Брахма решил закончить свои поиски и взял цветок в качестве свидетеля.

Встретившись, Брахма и Вишну рассказали Шиве о результатах поисков. Вишну признался, что не сумел найти окончание столба, а Брахма соврал, что видел его границу. Услышав ложь Брахмы, разгневанный Шива проклял его, что никто никогда не будет ему молиться.

Цветку кетаки за ложное свидетельство он запретил быть подношением в молитвах.

После этого происшествия, на четырнадцатый день темной половины индийского месяца Пхалгун отмечается Махашиваратри в честь появления Шивы в форме лингама.

Легенда о Ганге – другая известная история, связанная с традицией поклонения лингаму и его омывания в ночь Махашиваратри. Живший в древние времена царь Бхагиратх, чтобы освободить своих предков от проклятия мудреца, выполнял медитацию, длившуюся тысячу лет.

В случае удачного завершения духовной аскезы на Землю должны были пролиться воды небесной реки Ганги и смыть грехи предыдущих поколений царя.

Сложность заключалась только в том, что падение Ганги с небес могло разрушить Землю.

Тогда Бхагиратх стал молиться Шиве, чтобы тот сдержал реку в своих спутанных волосах.

Шива смягчил удар от падения реки, и ее святые воды смыли грехи предков Бхагиратхи. Так Ганга стала спутницей Шивы, а Шива стал известен как Гангадхара.

Ритуалы, связанные с поклонением лингаму, длятся в течение всего праздника. Священнослужители читают мантры и проводят специальные обряды, а прихожане наблюдают за проведением молитвы.

Шивалингам омывается молоком, водой и мёдом, затем обмазывается сандаловой пастой и украшается цветами и цветочными гирляндами. Затем лингаму подносятся цветы, фрукты и листья бильвы.

Махашиваратри – день свадьбы Шивы и Парвати

Шива без Парвати обычно ассоциируется с божественной энергией, не имеющей образа. Вместе со своей супругой он приобретает форму, и становится Богом, которому можно возносить молитвы. Индуисты верят, что господь Шива женился на Парвати именно в день Махашиваратри.

Есть другая версия легенды, связанной с соединением Шивы и Парвати: для благополучия своего мужа богиня Парвати совершала суровую аскезу в безлунную ночь Шиваратри.

Махашиваратри – праздник, особенно благоприятный для женщин.Шива считается идеальным мужем, поэтому девушки просят его супругу Парвати дать им удачное замужество и красивых детей.

Замужние индианки молятся о благополучии своих мужей и сыновей. Все женщины просят о семейном счастье и процветании в новом году.

Третья версия легенды о Шиве, Парвати и Махашиваратри гласит следующее. Однажды все три мира были полностью поглощены Шивой. Вся Вселенная погрузилось в мрак. Только Парвати сохранила свое полное преданности поклонение.

Шива, довольный молитвой, предстал перед ней, пообещав выполнить её просьбу. Парвати попросила блага для всех живых существ. Тогда Шива дал благословение, что в ночь Махашиваратри преданное поклонение ему будет очень легким путем к освобождению от цикла перерождений.

Индийцы верят, что эта ночь помогает ближе соприкоснуться с великой милостью и добротой Шивы, что искреннее поклонение в Махашиваратри освобождает их от грехов и дарует освобождение от колеса рождений и смертей.

Даже маленькая мышка, случайно задевшая хвостом лампадку в эту ночь, тем самым дав ей сильнее разгореться, по легенде, стала великим царем Махабали.

Махашиваратри – день, когда боги пахтали океан

Пураны приводят ещё одну историю происхождения Махашиваратри.

В течение великого мифического пахтания Океана из вод появился горшок с ядом. Боги и демоны были в ужасе, потому что этот яд мог разрушить всю Вселенную.

Они побежали к Шиве за помощью, так как только этот милосердный бог был способен защитить мир. Шива выпил смертельный яд, но вместо того, чтобы проглотить, задержал его в горле.

Яд окрасил горло в синий цвет, и с тех пор Шива стал известен как Нилакантха, Синегорлый , а празднование Махашиваратри – это день благодарности Шиве за спасение мира.

После истории с пахтанием Океана Шиве посоветовали бодрствовать в течение ночи, чтобы уменьшить последствия принятия яда. Так, Шива не спал всю ночь, а боги исполняли перед ним различные танцы и играли на музыкальных инструментах.

Удовлетворенный проявленной преданностью, на следующее утро Шива благословил их всех.

Махашиваратри – праздник, в течение которого совершается пост

В течение Махашиваратри верующие соблюдают пост и ночное бдение. Пост – одна из важных духовных практик, в этот праздник имеющая особенное значение.

Пост направлен на успокоение физической, умственной и эмоциональной энергий и, таким образом, помогает человеку приблизиться к собственной душе.

У некоторых пост настолько строг, что они не позволяют себе и капли воды. Другие решают для себя есть фрукты, молоко или рис.

Многие индусы участвуют во всенощном бдении в храмах, посвященных Шиве.

Есть история, иллюстрирующая обычай поститься и не спать в ночь Махашиваратри. Однажды один преданный Шивы пошел в лес за хворостом. Потеряв дорогу, он так и не смог вернуться домой дотемна. С наступлением сумерек лес стал казаться устрашающим.

Вокруг было слышно рычание диких зверей. Испугавшись за свою жизнь, человек решил забраться на дерево.

Этим деревом был куст Бильвы, очень любимый Шивой. Чтобы не заснуть, мужчина срывал листья и кидал их вниз. Так продолжалось всю ночь. Утром человек обнаружил под деревом шивалингам.

Так, мужчина всю ночь провел в посте и бдении, неосознанно совершая молитву Богу. Удовлетворенный этим, Шива даровал своему преданному благословение и освобождение от цикла перерождений.

Многие верующие соблюдают также и молчание в Махашиваратри, стараясь не отвлекаться на внешнее и направить все свое внимание вглубь себя – к Богу. Эта практика успокаивает ум и помогает лучше понять суть явлений и вещей, а также свою душу.

Существуют и другие мифы, связанные с Махашиваратри, например, считается, что в этот день были проявлены 12 саморожденных из Света лингамов и Шива исполнил свой космический танец Тандава – танец первичного творения, сохранения и разрушения.

Садху также считают Махашиваратри своим праздником, ведь Шива известен как великий аскет и покровитель аскетов.

Махашиваратри – не просто праздник. Он имеет большое духовное значение. Махашиваратри напоминает людям о великом вселенском Законе, выраженном в форме Шивы.

Он помогает на время отвлечься от суеты будней и погрузиться во внутренний мир, приблизиться к своей божественной душе. Он дарит внутренний покой, помогающий открыть свет духовного Знания.

П очитаю Его, Великого Аскета, Священным Огнем Своего третьего Ока обратившего в пепел бога страсти; почитаю Его, избавляющего мир от всех страданий, Изначальную Причину всего сущего.

Прадошам, также известная как Прадош или Прадоша Врата, - особенный день поста, посвященный Верховному богу Шиве. Он отмечается на 13-й день растущей луны и 13-й день убывающей луны.

Прадошам – это возможность для каждого человека избавиться от неблагоприятной кармы. Пост и искреннее обращение мантрой к Шиве в эти дни освобождают человека от грехов. Отсюда и название этого поста – «Pra» значит избавление, а «Dosha» означает неблагоприятные кармические последствия/изъяны или самскары. Это привычки или рефлексы, которые мы привнесли с собой в это воплощение и которые зачастую портят нам жизнь, мешают достигать целей. К примеру жадность, обидчивость, говорим не подумав, чувство вины и постоянных сожалений. Доша - это ошибочный шаблон поведения, который мы повторяем, не смотря на желание измениться. Сюда же можно отнести жизненные неудачи, постоянно повторяющиеся в нашей жизни.

Пост в период «Прадош-врат» не только помогает смягчить влияние негативной доши, но и осознать причину ее возникновения. В этот лунный день Шива очищает Землю и людей от негативной кармы. Кармой продиктованы наши удачи и неудачи. Таким образом, пост в этот день, дает возможность ослабить тиски кармы и смягчить влияние дош (самскар).

В Шива Пуране написано, что тем, кто соблюдает пост в Прадошам рекомендуется обращаться к Шиве или посещать храмы посвященные Шиве.

Веды говорят, что Шива олицетворяет принцип разрушения в форме времени, а богиня Дурга - его вспомогательная энергия. Шива значит «всеблагой». Хотя он ходит в сопровождении духов, призраков и домовых, измазан пеплом и спит в крематориях, он всегда чист. Он никогда не оскверняется окружающим. Он своим влиянием очищает всех вокруг, помогает продвигаться падшим душам. Шиву еще называют Ашутошей, тем, кого легко удовлетворить. Он запросто дарит благословения любому, кто обращается к нему. Шива ездит верхом на быке. Он всегда поглощен размышлениями на трансцендентные темы, раскрывает другим сокровенные тайны о Боге, о любви, об отречении от мира.

Имя Шива, переводится с санскрита как «Благой» или «Милостивый». Шива, Махадев, Ишвара, Хара, Рудра - все это имена Божественной милости и сострадания. Шива тот, кто создает и разрушает творение. Он тот, кто полностью отречен от мира и в то же время способен одарить человека всеми благами. Он тот, кто принимает и дарует желаемое. Он есть персонификация энергии разрушения - поэтому именно ему и его супруге Парвати (Дурге) молятся если человек встречает препятствие, преодолеть которое нет сил. В древних текстах говорится, что те, кто молится Шиве в особенный день Прадошам, будет освобожден от всех грехов. Считается, что в Прадошам Шива и его супруга Парвати пребывают в благостном расположении духа и исполняют желания просителей.

В соответствии со своими воплощениями, Шива изображается с различными атрибутами, символизирующими силу именно этого образа:

  • Тело Шивы обнажено и покрыто пеплом - это символ источника вселенной, он выходит за рамки земной жизни, своего физического состояния, не испытывая страданий.
  • Спутанные волосы Шивы - единение духовной, физической и ментальной энергии.
  • Ганга, живущая в его волосах - это женщина-жена, из ее рта истекает струя воды, которая падает на землю. Это символ того, что с помощью ее Шива устраняет невежество, грехи и дает покой, чистоту и знание.
  • Луна в волосах Шивы - символ контроля над разумом.
  • Шива изображается трехглазым: один глаз - это солнце, второй глаз - луна, а третий - символ огня.
  • Глаза Шивы полуоткрыты - символ бесконечного течения жизни, которая не имеет, не начала, ни конца - это циклический процесс, и он вечен. Когда он откроет глаза, начнется новый виток земной жизни, когда он закроет их полностью - мир разрушается, чтобы родиться вновь.
  • Обвитые вокруг шеи Шивы змеи символизируют время - это прошлое, настоящее и будущее.
  • Бусы из рудракши (высушенные плоды вечнозеленого дерева) - символ непреклонности Шивы в выполнении закона и порядка вселенной.
  • Правая рука бога, дающая благословление и мудрость, она же уничтожающая зло и невежество.
  • Тришула (трезубец) Шивы - это его энергии (шахти): знание (джняна), действие (крийя) и желание (иччха).
  • Барабан (дамару) - символ формы существования - физическая и духовная.
  • Бык Нанди, сопровождающий Шиву - его неизменное средство передвижения.
  • Шкура тигра - символ скрытой энергии и победы над вожделениями.
  • Шива, сидящий на обожженной земле - символ его контроля над физической смертью.

Природа божественности такова, что подобно воде, точащей камень, она способна растопить горы нашей кармы и изменить нас изнутри. Следовательно, изменить и наша мотивация. Проблемы есть у всех, и они зачастую похожи. Пост, молитва, садхана - это инструменты с помощью которых любой человек может изменить свою жизнь к лучшему. Не важно верит он или нет. Действия, совершенные в определенный благой период, со временем, принесут свои плоды и в сердце человека что-то изменится. Поститься в этот день может любой человек.

Период Прадош длится 1,5 часа перед рассветом и 1 час после заката. Существует 2 варианта соблюдения этого поста:

  1. соблюдение поста 24 часа: отказ от пищи (бходжана), сна (нидра), секса (майтхуна), чтения и изучения (адхяяна);
  2. соблюдение поста с восхода солнца до заката, затем выполнение Абхишеки или Шива-пуджи, после чего пост прерывается.

В этот день рекомендуется полное воздержание от пищи, допускаются лишь соки и вода.
Если, по каким-то причинам, полностью воздержаться от еды не получается, то допускается употребление фруктов и овощей в сыром виде.
Выходить из поста следует после наступления следующих лунных суток.
Вечером, за час до заката хорошо совершить омовение (принять душ или ванну), после чего прочитать мантры.

  • Шива-пуджа
  • подарки для Шивы (мед, молоко, вода Ганги, рис, фрукты)
  • чтение и слушание мантр Шивы
  • посещения храмов Шивы
  • зажжение благовоий и/или свечей
  • поклонению Шивалингаму или статуям Шивы
  • Абхишека

Шива пуджа - это обряд поклонения Шиве в форме шива-лингама, заключающий в себе последовательное подношение на лингам различных веществ (вода, молоко, растопленное масло, пепел, рис, цветы и т.п).

Абхишека - Ведическая церемония для Шивы, её проведение или участие в ней является актом прославления Великого покровителя Йоги. Древние тексты говорят, что поклонение Шиве в Прадошам имеет очень большое значение.

Согласно утверждению древних писаний Шастр, в Кали Юге (период времени в данный момент) человек может получить избавление от страданий, или освобождение воспеванием Имени Господа.

Намасмарана (повторение имени Бога: Нама - имя, Смарана - повторение) - это приемлемая духовная практика, которая окажет вам поддержку в жизни. Имя, которым человек обращается с молитвой к Всевышнему, может быть на любом языке. Оно может отражать различные отношения к Богу: отношения сына, слуги, друга, подданного. Имя может воспевать какое-нибудь одно или множество бесконечных качеств и деяний Господа. В любом случае, Божественное Имя - это знак и сигнал. Имя - это шкатулка, которая содержит Красоту и щедроты Милосердия Всевышнего, Великолепие и Всепрощение Божественного Провидения, Величие и Тайну. Мысленное повторение Его Имени на каждом дыхании привносит божественный кислород в нашу жизнь, освящая и укрепляя ее.

«Жизнь - это странствие, и человек влачит свои ноги по грубой и тернистой дороге жизни. С именем Господа на устах он никогда не будет страдать от жажды. С Образом Бога в сердце он не почувствует усталости и изнеможения, а компания Святого Духа вдохновит его на длительное путь и вселит в него веру, и надежду. Осознание того, что Господь рядом, стоит только позвать Его, и он не замедлит явиться, в какой бы момент Его ни позвали, придаст силу ногам и смелость глазам… Повторяйте Имя Господа с Любовью и лицезрейте образ Его, зафиксированный вашим внутренним зрением. Намасмарана - это лампада, излучающая свет в глубине вашего сердца, который разгонит мрак как внутри, так и вне вас. Внутренний покой души и внешние проявления Любви - это и есть признаки человека, поглощенного непрерывной Намасмараной».

В этот день благоприятно слушать Прадоша Врата Катха, или читать главы из .

Затем 108 раз произносится мантра которая восхваляет многообразные качества и аспекты Шивы.

Махамритьюнджая-мантра – одна из древнейших мантр, прославляющих Шиву. Обладает защитными свойствами, может побеждать опасность и смерть.

ОМ ТРИЙЯМБАКАМ ЙАДЖАМАХЕ
СУГАНДХИМ ПУШТИ ВАРДХАНАМ
УРВАРУКАМИВА БАНДХАНАН
МРИТЙОР МУКШИЙЯ МАМРИТАТ

Перевод:
"Ом! Поклоняюсь Трехокому Господу Шиве,
Благоуханному, Несущему Благо!
Разрушающему узы рождений и смертей.
Да освободит Он нас от смерти ради Бессмертия!"

Одно из имён Шивы – Шамбху или Шамбо (Shambho), означающий «Великодушный», «Обитель радости» или «Приносящий счастье». Редкий и благоприятный аспект Шивы.

«Слава Великому Шиве! Слава Милосердному! Слава тому, кто приносит Счастье и Радость, которые живут в сердцах всех!»

Мантра: с верой и осознаванием её значения, в состоянии однонаправленного ума, стирает отчаяние, зависть, гнев, жадность, убирает иллюзии, освобождает от имеющейся ментальной нечистоты.

Регулярное обращение и почитание к Шиве в любой день и время с искренним и благим намерением проясняет сознание, наделяет мудростью, состраданием и дарует гармонию. Помогает преодолеть препятствия на пути развития, для того чтобы изменить свою жизнь, заручившись поддержкой Высших сил.

Шива Прадош 2019

Число День недели
3 января
18 января
Четверг
Пятница
1 Февраля
17 февраля
Пятница
Воскресенье
3 марта
18 марта
Воскресенье
Понедельник
2 апреля
17 апреля
Вторник
Среда
2 мая
16 мая
31 мая
Четверг
Четверг
Пятница
14 июня
30 июня
Пятница
Воскресение
14 июля
29 июля
Воскресение
Понедельник
12 августа
28 августа
Понедельник
Среда
11 сентября
26 сентября
Среда
Четверг
10 октября
25 октября
Четверг
Пятница
9 ноября
24 ноября
Суббота
Воскресение.
9 декабря
23 декабря
Понедельник
Понедельник

Слава Шиве!
Во благо всех живых существ!

Бога-аскета Шиву на родине почитают много раз в году, однако этот его праздник занимает особо почётное место религиозном календаре Индии.

Маха-Шиваратри («Великая ночь Шивы») является главным праздником года для миллионов индийских, непальских и ланкийских шиваитов. Последователи этого древнейшего течения в индуизме, выдвигающих на первый план поклонение одному из триады верховных ведических богов – Шиве, олицетворяющем вечное «мужское» начало вселенной. Шиваиты верят, что преданное обращение к Шиве как к источнику космического сознания способно разрушить оковы иллюзорного материального мира и помочь осознать свою истинную природу. Считается, что любая медитация или духовная практика, проведённая в «Ночь Шивы», действует в 100 раз сильнее.

Праздник в честь Шивы начинается с восходом солнца в день перед новолунием в весеннем месяце пхалгун. Верующие индуисты начинают готовится к «Великой ночи Шивы» заранее – соблюдая определённый пост и обращаясь к философским текстам Пуран, помогающим постичь разнообразные аспекты Шивы. Перед началом торжеств индусы отправляются к ближайшим водоёмам, где совершают очистительное омовение. Ближе к вечеру в индийских городах и деревнях верующие стекаются целыми семьями к шивмандирам (храмам Шивы), чтобы принять участие в торжественном богослужении-пудже, где божеству подносят традиционные жертвенные предметы - молоко, воду, листья бильвы, фрукты, благовония, масляные лампы и т. д. Празднование Маха-Шиваратри в храмах и у домашних алтарей продолжаются всю ночь.

В Индии существует множество легенд, связанных с происхождением Маха-Шиваратри. Согласно одной из самых популярных из них, этот праздник отмечает день бракосочетания Шивы и его небесной супруги Парвати, воплощающей «вечное» женское начало природы. Гостями этого события был весь высший ведический пантеон, включая бога-создателя Брахмой и бога-хранителя Вишну, которые вместе с Шивой входя в Тримурти или троицу главных божеств индуизма. По преданию, именно тогда Шива впервые предстал перед собравшимися в форме бесконечного лингама или космического Абсолюта, который стал его самым узнаваемым символом. Тогде же Шива исполнил знаменитый танец разрушения и творения Тандава, который был запечатлён во многих скульптурных изображения этого божества.

Шиву часто почитают не только в виде священных изваяний, но и в безличностной форме лингама – фалического символа, олицетворяющего божественную производящую силу мироздания. Обязательная часть ритуалов Маха-Шиваратри – многократное воспевание священной маха-мантра «Ом намах Шивая», которая упоминалась ещё в одном из 4 главных ведических кодексов «Яджурведе» («Веде жертвоприношений»), составленном около X века до н. э. В эту ночь многие индианки обращаются к Парвати с просьбой о удачном замужестве, красивых детях и семейном счастье. Аскетичные отшельники-садху поклоняются Шиве в весьма экстремальной форме, вводя себя в исступление с помощью курения «бханга» (конопли) или употребления психоделического напитка «тхандаи».

Праздник Маха-Шиваратри широко отмечают в разных регионах Индии массовыми религиозными церемониями, культурными мероприятиями и ночными ярмарками. Один из крупнейших фестивалей в честь этого события проходит в городе Коимбатур, индийского штата Тамил Наду. Торжества у подножья пещерного комплекса, на вершине которого находится гигантский бюст Шивы (Адийоги), собирают 600-800 тыс. верующих ежегодно. Самая высокая в Индии статуя Шивы (76,5 м.) в раджастанском городе Натхдвара также привлекает на Маха-Шиваратри внимание паломников со всей страны.

Некоторые исторические алтари-лингамы, упомянутые в древних шиваитских текстах, становятся в эти дни местами массового поклонения как божественные проявления Абсолюта или Джьотирлингамы («Сияющие Лингамы»). Двенадцать крупнейших Джьотирлингамов Индии находятся в штатах Гуджарат (храмы Сомнатх и Нагешвара), Уттар-Прадеш (Каши Вишванатх), Андхра-Прадеш (Малликарджуна), Мадхья-Прадеш (Махакалешвар, Омкарешвар), Уттаракханд (Кедарнатх), Махараштра (Бхимашанкар, Тримбакешвар, Гришнешвар), Джаркханд (Вайдьянатх), Гуджарат (Нагешвара) и Тамил Наду (Рамалингешвара).










Махашиваратри , или «великая ночь Шивы», – праздник в честь индуистского божества Шивы. Отмечается ежегодно в феврале-марте (по григорианскому календарю), в ночь перед новолунием в последнем зимнем лунном цикле (месяц пхалгун). Считается, что в эту ночь Шива совершил тандава (танец первичного творения, разрушения и созидания).

Приставка «маха» означает великий, главный. В году несколько раз отмечается праздник «Шиваратри», но Махашиваратри – самый важный. Так, в индуистских писаниях (особенно в Сканда-Пурана), можно встретить 4 вида Шиваратри:

  • Нитйа Шиваратри (каждую ночь)
  • Маса Шиваратри – в 14-й лунный день (Чатурдаши) убывающей Луны (Кришна-Пакши) каждый месяц
  • Магха-Пратхам-Ади Шиваратри (в течение первых 13-ти лунных дней месяца Мага).
  • Махашиваратри
  • Верующие в этот день читают «катха»-истории и поют гимны в честь Шивы, совершают Абишеку (длительное, непрерывное возлияние на Шивалингам воды), повторяют мантры и многое другое.

    После окончания празднования, которое длится обычно около суток, начинается ярмарка на берегах у водоемов.

    Если человек бодрствует во время Шиваратри, то ему обещаны материальный достаток и место в раю. Медитация в праздничную ночь в 100 раз сильнее обычной, что связывают с положением Солнца и Луны.

    Лингам – символ праздника, основная и самая важная форма Шивы. Чаще всего это вертикально стоящий цилиндр с полусферой на вершине. В основании – квадрат (круг), который означает йони («чрево, место рождения»).

    Дата праздника

    В 2015 году праздник отмечается в ночь с 17 февраля. Празднества начинаются сразу после захода солнца.

    Как проводится в Индии?

    Махашиваратри в Индии – день поклонения Шиве и Парвати. Празднование начинается в день Шиваратри после восхода солнца и не прекращается всю ночь. Весь день шиваиты проводят у алтарей, неустанно повторяя молитвы, мантры, гимны.

    Верующие соблюдают пост, запрещены еда и питье, даже прасад Махашиваратри. Вся пища предназначена для следующего дня. Индусы принимают участие во всенощном бдении – джагран (jaagran). Считается, что Шива освободит от всех грехов и от цикла перерождения, если все ритуалы будут соблюдены.

    Шиваиты проводят ритуальное омовение в священной реке Ганг, надевают новую одежду и посещают ближайший храм Шивы. Там они преподносят ему молоко, воду, фрукты, благовония и пр. К концу праздника около храмов появляются настоящие молочные реки.

    В храмы часто приходят целыми семьями, долго стоят в очереди, чтобы совершить пуджу. Люди создают религиозную и благочестивую атмосферу, с помощью пения бхаджан и мантры «Ом намах Шивая». В храмах Шивы звенят колокола, и зажигается множество гирлянд и светильников, в крупных храмах выступают оркестры (духовые и ударные).

    Легенда о происхождении праздника

    О том, как появился этот праздник, ходит множество легенд. Одна из наиболее популярных гласит, что Шиваратри не что иное, как свадьба Шивы и Парвати.

    Легенда из Линга Пурана гласит, что в эту ночь Шива возник перед Вишну и Брахмой в форме Лингама – не антропоморфного символа, безначального и бесконечного.

    Что просят у Шивы в этот день?

    Женщины и садху с особым трепетом относятся к этому празднику. Индианки просят Парвати об удачном замужестве и красивых детях (так как супруг Парвати Шива – идеальный муж), а также о семейном благополучии и процветании.

    Поскольку Шива покровительствует аскетам, садху (переводится как «добродетельный человек», чаще всего аскеты, святые или йогины) считают Махашиваратри своим праздником. Во имя Шивы садху пьют тхандаи (thandai) – коктейль-бханг, приготовленный из молока, с добавлением каннабиса и миндаля.

    Технические аспекты проведения

    В этот день обязательно совершают 4 пуджи (богослужения), посвященных различным проявлениям Шивы, стараясь охватить и ведические, и тантрические методы и настроения. Такое почитание также символизирует различные переходы из одной ачары в другую, этапы духовного роста.

    Обряды несколько отличаются в различных областях Индии. Особенно этот праздник отмечают в Варанаси (Каши) – священном городе Шивы, и в Кашмире, так как там очень развито почитание этого божества.

    В IX веке Кашмирский святой поэт Утпалдева так описал Шиваратри: «Когда одновременно устанавливаются Солнце, Луна и все звезды, приходит сияющая ночь Шивы, распространяющая собственное сияние».

    Пандиты из Кашмира праздновали Махашиваратри в течение 23 дней. Сначала 6 дней очищали дом и покупали предметы для Пуджи. Затем 2-3 дня молились. Один день дарили подарки, еще 2 дня почитались Бхаиравы. Один день почитали Шиву. На следующий день самый старший в семье дарил подарки всем остальным членам семьи. Затем – еще один день почитания Шивы.

    Прасад, чаще всего приготовленный из грецких орехов или рисовых пирогов, раздавался на следующий день. Раньше праздник продолжался до 8-го лунного дня (Аштами). В последний день отмечают конец зимы, сжигая кангри. Эти дни были полны веселья и радости, люди облачались в новую и самую лучшую одежду, семьи вместе играли с морскими раковинами.

    Современные Шиваратри проводят несколько иначе. Каждые 3 часа совершают большую, полную пуджу. Начинают богослужение со вступительного обряда – обращения к мудрому слоноголовому сыну Шивы и Правати – Ганеше. У него просят ясности ума, мудрости, удачи в новых начинаниях, успехов, а также процветания.

    Открывает праздник вайдика пуджа (ведийская пуджа) Шиве. Считается, что древние арии поклонялись не идолам, не святым образам (мурти), а священному огню. Поэтому эта пуджа начинается с разжигания священного огня и с небольшой агнихотры (огненного жертвоприношения, наливания в огонь жертвенного масла). В огонь, как правило, наливают именно топленое масло, подбрасывают веточки определенного дерева.

    Раньше считали, что агнихору нельзя совершать молодым девушкам, глупым или несведущим людям, а также больным и непосвященным. Сейчас этот ритуал проводят представители обоих полов.

    Далее предлагаются саттвичные (то есть обладающие качеством благости) подношения, повторяются мантры из Вед. Молитвы во время 1-ой пуджи (с 19:00 до 22:00) должны произноситься только с благими намерениями. Не рекомендуется высказывать эгоистические желания и мелочные материальные просьбы, а также заниматься черной магией. Советуется посвятить это время заботе о себе и о ближнем: «Господи! Даруй мне веру, спасительное знание и истинного гуру!» – обычно за такими молитвами проводят первые несколько часов. Рекомендуется молиться и о других: «Боже! Сделай всех больных здоровыми, голодных – сытыми, принеси в наш мир процветание и благополучие…»

    Линга-пуджа
    Начинается с абхишека, при этом желающие могут подойти к алтарю и сделать дхена-мудру (положение кистей рук похожее на вымя коровы) и сконцентрироваться на тех желаниях, в которых нуждаются. Жрец (священник) в это время льет через пальцы непрерывной струей воду. При этом мысленно необходимо обращаться к Шиве и размышлять о равновесии в мире.

    Раджасика-пуджа
    Ближе к середине ночи линга-пуджа переходит в раджасика (в переводе означает «страстная, активная, динамичная») пуджу, сопровождаемая мантрами из Пуран и Тантр «правой руки». Сопровождается пышным богослужением, подносятся всевозможные дары в сопровождении экстатического пения, радости и веселья. Людям уже разрешено просить о материальном: о процветании, богатстве, славе, карьере, с личными мотивациями в гуне раджаса (страсти). Если не о чем просить Шиву, можно просто наслаждаться поклонением ему.

    Тамасическая пуджа
    Здесь Шива и Его супруга Махакали почитаются в грозных аспектах. Пуджа начинается жертвоприношением, после чего на Шивалингам наливается жертвенная кровь. Подношения тяжелые: крепкие напитки, вино, мясо, рыба. Читаются молитвы и мантры Тантр «левой руки».
    Это время черных магов и заклинателей, они вовсю применяют свои чары. Шиву просят об расправе над демонами, злыми духами, врагами и завистниками. В состоянии медитации призывают шиваганов (преданных воинов Шивы) поквитаться со всеми недоброжелателями. Все молитвы как бы натравливают демонов на жертв.

    Многие ритуалы метафоричны, поэтому бороться можно и с врагами внутри нас самих: с пороками и недостатками. Раскалывание кокоса перед алтарем означает разбитие своего эго (ахамкары) и медитацию направляют на то, чтобы искоренить все нежелательные качества в себе самом. У эго, как и у кокоса, прочная, толстая скорлупа, но пустота внутри. Гордыня и чувство собственной значимости, как и кокосы, твердые снаружи, но пустые и жидкие внутри.

    Медитируют и во время жертвоприношения животного. Считается, что в это время уничтожается пашу-бхава (скотская природа) в нас самих, а убитое животное – лишь только символ. Благословленная душа животного перерождается в лучших формах, а приготовленное жертвенное мясо утром раздают в качестве причащения.

    В современном мире лишь некоторые закрытые группы проводят этот обряд, большинство предпочитают более гуманные имитации. В прошлом жертвоприношениям отводили более значимую роль. Например, ашвамедха (описанная в древнем эпосе Рамаяна), проводилась царем Дашаратхой для того, чтобы у него родились дети.

    Четвертая пуджа
    Во время последней пуджи Шива почитается как Абсолют, находящийся за пределами всех качеств, имен и форм. Во время пуджи важны глубокая медитация и чувство единства с Шивой. Тишина и покой в это предрассветное время Брахма-мухурты (мухурта – время примерно с 3 до 5 утра) только способствует такой медитации.

    Человек погружается в глубокую медитацию, попадает в промежуток между сном и явью. Считается, что в это время можно войти в высшее состояние сознания – турию. Турия – это область чистого сознания, которая является основой для 3-х остальных (свапна, джаграта, сушупти) и при этом считается наивысшей. При продолжительной медитации можно перенестись в турьятиту – состояние выше турии, мысли и ума, туда, где проявленное сознание связано с Абсолютным, Божественным.

    Шива ощущается как Высшее Я, как Душа. Здесь совершается хома (агнихотра, огненное жертвоприношение), во время которой будут сжигаться письменные молитвы. Их пишут заранее или по ходу службы. Очень важна вежливая форма написания. Человек должен сначала представиться Шиве и только потом озвучить свою просьбу.

    Заключение
    Закончив продолжительные медитации, неустанные молитвы и сложные обряды, индусы говорят, что чувствуют очищение ума от мирских мыслей. Эта ночь дает уникальную возможность расслабиться, набраться духовного опыта, забыть о потребностях плоти. В мыслях надо оставить только имя Шивы и постоянно повторять молитвы.