Open
Close

Индуизм главное божество и история возникновения. Религиозно-философские основы индуизма

1. Понятие «индуизм». Хронологические рамки исследования. Предмет исследования


Прежде чем охарактеризовать развитие индуизма на каждом его этапе, необходимо определиться с тем, что мы будем подразумевать под этим понятием, а также очертить необходимые хронологические рамки исследования.

Большинство исследователей полагает, что под индуизмом следует понимать не отдельное вероучение, но целый комплекс верований; отмечается также, что эти верования иногда противоречат друг другу. Называя индуизм религией, мы должны иметь в виду, что он не представляет из себя единой системы. Более того, как отмечает M.W. Muesse, понимание религии как аспекта жизни, имеющего своим центром некоторые доктрины и верования и опирающегося на религиозную организацию, совершенно не описывает сущности индуизма. Восприятие его как одного из многочисленных аспектов жизни Индии неверно; он лежит в основе всех прочих аспектов жизни индуса - искусства, медицины и т. п. Другими словами, индуизм является той структурообразующей единицей, на основе которой развивается дальнейшая культурная жизнь индийского социума. Строго говоря, проф. Muesse приводит не формальное, а скорее обывательское определение религии - так, другие определения включают в себя положение о влиянии мировоззрения на тип поведения в повседневной жизни, что, может быть, немного ближе к описанию роли индуизма в общественной жизни Индии, однако этот вопрос не входит в рамки нашего исследования и касаться его отдельно мы не будем.

Следует также отметить, что термин «индуизм» по своему происхождению европейский; историческое название индуизма - «санатана дхарма», что обычно переводится как «вечный путь» или «вечное учение». Но понятие «индуизм» можно интерпретировать двояко. С одной стороны, этим термином обычно называют религию, возникшую как итог противостояния брахманизма и буддизма. С другой стороны, зарождение индуизма началось намного раньше. Необходимо, таким образом, провести границу между этими двумя понятиями об индуизме как религии Индии и индуизме в узком смысле слова. Однако, как отмечает А.Л. Дворкин, «понять, что же соединяет различные течения санатана дхармы в единый поток индуизма… нельзя, не обратившись к его истории». Таким образом, необходимость полного рассмотрения эволюции этого учения вынуждает нас не ограничиться описанием развития собственно индуизма, но и включить в рассмотрение самые ранние предпосылки его возникновения.

Кроме того, определённую проблему вызывает и разделение этапов развития индуизма на подэтапы: в различных классификациях они выделяются по-разному. Мы воспользовались наиболее общей классификацией, отмечая там, где это ввиду наличия или отсутствия данных в источниках представлялось возможным, и некоторые подэтапы в становлении культа.

Наконец, нельзя оставить без внимания следующую проблему. Такие учения, как буддизм, джайнизм и сикхизм, возникли на почве древнеиндийской религии, из чего может показаться, что их развитие следует также рассмотреть в рамках индуизма. Однако исследователи, труды которых были использованы нами, однозначно выделяют их в отдельные религиозные системы. Ни буддизм, ни джайнизм, ни сикхизм не считают главный сакральный текст индуизма, Веды, священным писанием. Л.С. Васильев рассматривает джайнизм и буддизм в отдельных главах, именуя их «оппозиционными учениями» по отношению к господствующему. Н.С. Трубецкой, однако, называет буддизм «логическим завершением» пути развития индуизма, тем не менее, до некоторой степени противопоставляя ему новый брахманизм, или собственно индуизм. Таким образом, следуя общепринятым канонам, мы не будем рассматривать эти учения как определённые этапы развития индийской религии, но отметим период их возникновения и их оппозиционный характер, не углубляясь, однако, в дальнейшее исследование их эволюции.


2. Основные этапы развития индуизма


Ведический период

Учёные-индологи традиционно выделяют в становлении индуизма несколько этапов. Количество их определяется различно. Самая общая периодизация, используемая Л.С. Васильевым, разделяет историю развития индуизма на три этапа - ведический (ведийский), период брахманизма («старого брахманизма») и период собственно индуизма («нового брахманизма»). Отметим, что границы между этими этапами достаточно расплывчаты.

Ведийский этап охватывает период с III-II по VIII век I тысячелетия до н.э. Однако встречается и разделение его на несколько подэтапов, и в зависимости от классификации каждый из подэтапов вписывается в различные хронологические рамки. Минимально следует обозначить два подэтапа - формативный (до I тысячелетия до н.э.) и собственно ведический (с начала I тысячелетия по VIII век до н.э.). Мы сочли возможным использовать именно эту классификацию, так как исследователи соглашаются, что в основе индуизма лежат, с одной стороны, древнейшие культы плодородия, а с другой - религия ариев, пришедших в долину реки Инд в середине II тыс. до н.э.; при этом Веды, как священный текст индуизма, берут своё начало не в протоиндийской, а в арийской культуре.

Протоиндийская культура, или Hindus Valley Civilization (также Harappan Civilization), как именуется она в западных источниках, по мнению Muesse, может быть отнесена к высокоразвитым. О ней ничего не было известно вплоть до середины XIX века. Предположительно, обилие искусственных водоёмов и бассейнов свидетельствует о присущем древним жителям Индии понятии о ритуальных омовениях. Археологические находки позволяют судить, что особенно распространённым был культ плодородия. Основными богами считались богиня-мать (её культ признаётся как наиболее древний) и «мужской бог», изображавшийся рогатым (наследие почитания репродуктивной силы животных) в йогической позе лотоса - со скрещенными ногами. Некоторые исследователи полагают, что этот бог является прообразом Шивы.

Начало нового, собственно ведического периода, было связано с пришествием на территорию Индии арийских племён (это произошло приблизительно в 2000-1500 г. до н.э.). Среди учёных нет единого мнения о характере этого пришествия. С одной стороны, некоторые исследователи напрямую называют его «завоеванием», другие, напротив, полагают, что культура ариев наследовала пришедшей в упадок протоиндийской культуре. Тем не менее, именно язык ариев лёг в основу классического санскрита, сакрального языка Вед - более того, сами Веды считаются наследием именно арийской культуры.

Не следует забывать, однако, что ведический канон формировался на протяжении долгих веков и, соответственно, отображает в своём развитии те же этапы, что и развитие религиозной традиции Индии. Древнейшей книгой Вед считается Ригведа, её возникновение относят к той эпохе, когда племена ариев пришли на территорию Индии. Прот. А. Мень отмечает, что в гимнах Ригведы можно найти отголоски древнейших верований ариев. Так, подобно многим другим народам, первоначально арии сохраняли веру в единого Бога - они называли его Дьяушпитар, то есть Светозарный Отец. Божество это не имело каких-либо антропоморфических черт, но культ его был тесно связан с древнейшим общеарийским культом неба. Первоначально гимны ариев существовали лишь в устной форме; через несколько веков после прихода ариев на индийскую землю они были собраны в книгу, называемую Самхита. Произошло это уже в эпоху упадка монотеизма. В ведический период развития индуизма от религии Дьяушпитара остались лишь отзвуки. С точки зрения А. Меня, упадку арийского единобожия способствовало переселение в Индостан.

Как пишет автор, прежде всего в культ ариев вошло поклонение богине-матери Адити - как источнику всего бытия, и постепенно её образ затмил собой Дьяушпитара. «Адити, - говорится в Риг-Веде, - это небо, Адити - это промежуточная область, Адити - это отец, и мать, и сын, Адити - все боги и пять племен, Адити - это все, что когда-либо будет рождено». Вслед за этим появился политеистический культ, который, по мнению Н.С. Трубецкого, неверно понимать как сугубо натуралистический. Божества выступают не как олицетворения явлений природы, а как отдельные сверхъестественные силы.

Первостепенное значение имеет культ неба. В пантеоне божеств Ригведы выделяются два бога: Варуна и Индра. Особая роль уделяется Варуне. Он выступает не как один из множества богов, а как Вседержитель и Творец, - другими словами, берёт на себя функцию Дьяушпитара. В гимнах, связанных с Варуной, прослеживаются следы веры в бессмертие души; Варуне посвящены покаянные гимны. Совсем иной образ бога Индры. В нём отражены черты земных царей Индии. Это божество - символ грубой чувственности и любви к наслаждению. В Ригведе есть гимн, содержащий в себе монолог Индры, опьяневшего от ритуального жертвенного напитка сомы. Этот образ максимально приземлён и совершенно противоположен Варуне.

Как справедливо отмечает Н.С. Трубецкой, долго существовать в одном религиозном сознании эти противоположные образы не могли. К концу ведического периода культ Варуны постепенно сошёл на нет - возможно, потому, что образ Индры, отражающий черты правителей Индии, получил развитие в связи с почитанием царя-завоевателя, роль которого в этот период возросла. Число гимнов в честь Индры возрастало, и в Атхарваведе Варуна, наконец, изображается поклоняющимся Индре. Таким образом, к эпохе «старого брахманизма» культ Индры становится господствующим. Как отмечает Н.С. Трубецкой, роль этого «выбора» между культом Варуны и культом Индры недооценивается исследователями, так как это предопределило весь дальнейший ход индийской религиозной мысли Индии. С этим соглашается и А. Мень.

Период брахманизма (старого брахманизма)

Период брахманизма, как пишет Н.С. Трубецкой, характеризуется усложнением культа, всё более и более чётким разделением социума на варны, появлением большого количества философской и богослужебной литературы. По хронологии Muesse, он начинается с VIII и заканчивается II в. до н.э. Иногда его начало относят к VII веку. Следует отметить, что некоторые исследователи выделяют поздневедический период, период «аскетической реформации» и раннеклассический период, однако ввиду больших временных расхождений у разных исследователей точная датировка этих подэтапов требует привлечение большого числа источников и в рамках реферата представляется затруднительной.

Переход от культа Варуны к культу Индры спровоцировал глубокие изменения в религиозном сознании индийцев. Всё больше распространялась мысль о том, что жертва необходима богам и что их можно подчинить себе. С одной стороны, это привело к развитию обрядовой стороны культа и, как следствие, к росту авторитета жрецов, с другой стороны, появляются люди, желающие путём аскезы достичь того же, что могут боги; древние мифы этого периода полны сказаний о борьбе таких отшельников с богами. Возможно, что именно это наследие политеизма позволило некоторым учёным классифицировать этот период как поздневедический.

Как пишет А. Мень, этот период характеризуется всплеском отшельничества. С его точки зрения, это свидетельствует о духовной неудовлетворённости адептов индийской религии. «Неудовлетворенное религиозное чувство обратилось к космической мистике бытия. С другой стороны, выход из тупика начали искать через философское мышление». Именно в этом явлении отшельничества заложен источник широко распространившегося впоследствии в индуизме института гуру. Гуру не отрицали открыто господствующего учения, но именно с опорой на их философские поиски происходило дальнейшее развитие религии Индии. Немалую роль в становлении религии брахманского периода сыграла каста воинов - кшатриев, которые тоже могли изучать Веды.

Ближе к середине VIII - началу VII века начинает формироваться новая религиозная концепция, отражённая в памятниках литературы - Упанишадах и законах Ману. Первыми следует назвать Упанишады (ок. VII в. до н.э.). Философия Упанишад разрабатывалась в основном аскетами-отшельниками. В них зарождается весьма характерная для индийской религии концепция реинкарнации, то есть перевоплощения. Также впервые вводится понятие кармы - как суммы злых и добрых дел человека, определяющих форму его перерождения. Н.С. Трубецкой выводит концепцию реинкарнации и кармы исходя из особенностей культа поздневедического этапа: если граница между богами и людьми стирается, стирается и граница между человеком и животным. Учение о карме есть, с его позиции, философское объяснение кастовой системы. Но нельзя всецело отрицать и его роль как источника морали.

Отчасти в Упанишадах и в более поздних законах Ману (II в. до н.э.) появляется идея Брахмана. Религиозное воззрение Индии принимает отвлечённо-пантеистический характер. По новому воззрению, все ведические боги - проявление одного и того же Брахмана, или Атмана; понятие «атман», первоначально обозначавшее душу, стало употребляться и для обозначения «души мира». Всё то, что воспринимается чувствами, - иллюзорно, существует лишь Атман, одна Абсолютная Реальность. Он не имеет ни признаков, ни свойств, не умирает и не рождается. Для него не существует ни добра, ни зла. Как пишет еп. Хрисанф, «он есть самый мир, взятый в отвлечённом понятии бытия». Познание Брахмана возможно лишь через созерцание - одним из элементов медитативного созерцания Атмана является повторение священного слога «аум». Идеал философии Упанишад, таким образом, - слияние с Брахманом и достижение единства с ним (мокша) - концепция, нашедшая своё отражение в появившейся позднее идее нирваны.

Эта философия оказала сильнейшее влияние на весь ход развития религии Индии, однако в чистом, неизменённом виде она была ясна лишь для немногих мудрецов; для людей средних понятие об Абсолюте сводились к добродетели, для низших каст всё сводилось к ритуальным предписаниям, обрядам и т.п. Это профанированное восприятие философии Упанишад и породило тот индуизм, который был распространён в последующие годы вплоть до Средневековья.

К концу тысячелетия в Индии насчитывалось шесть философских школ, находящихся в рамках ортодоксального учения. Системы вайшешика, йога и миманса возникли приблизительно около II в. до н.э., а системы сангхья, веданта и астика ньяя берут истоки в VI-VII вв. (хотя литература системы ньяя датируется II в.). Эти системы можно разделить на монистические (содержащие представление о едином высшем начале) и дуалистические (с учением о двух противоположных началах). Учение каждой системы несколько отличалось от других, однако именно в них получили развитие концепции ахимсы (не причинять вреда живому - что должно было знаменовать собой прекращение жертвоприношений), асаны (телесные упражнения), медитаций, дыхательных упражнений и т.п., а также идеи материи и Абсолюта, противоположных друг другу. В совокупности же своей эти философские системы знаменовали собой дальнейшее развитие религии от относительно единой, до представляющей из себя комплекс различных философских школ.

Помимо ортодоксальных школ (т. н. Астика), на индийской почве возникли и несколько неортодоксальных (настика), из которых важнейшими считаются джайнизм и буддизм. Мы не будем рассматривать эволюцию этих учений, так как они являются оппозиционными по (тношению к индуизму в широком смысле слова, остановимся лишь на самых основных чертах, отличающих вышеназвнные религии от брахманизма.

Джайнизм появился около VI в. до н.э. По преданию, основателями учения являются философы-аскеты Парсва (полулегендарная личность, к которому адепты джайнизма возводят начало вероучения) и Вардамана-Махавира, проповедующий в духе Парсвы. Этому учению свойствен дуализм (противопоставление живого - дживы - и неживого - адживы), отрицание существования высшего начала, авторитета Вед, кастового строя общества и гораздо более строгая, чем в философии ортодоксальных школ, аскетическая практика. Начало всех вещей они возводят к душам, «духовным атомам»; души эти вечно странствуют в мире. Учение о карме, как и в ортодоксальной индийской религии, присутствует и в джайнизме, однако адепты джайнизма полагают, что прекращение странствования души («нирвана», ничто) возможно только при уничтожении кармы, т.е. отсутствии как плохих, так и добрых дел. При этом в слиянии с пустотой не прекращается сознание, так как душа, подобно «духовному атому», нерушима. Однако как и в случае с брахманской религией, утончённая философия джайнизма не могла быть напрямую воспринята всеми, поэтому культовый элемент не исчез из неё до конца, как не исчез и мифологический элемент. Интересно, что, согласно мифологии джайнизма, существуют божества, разделяющиеся на четыре класса, и боги одного из них носят одно и то же имя, означающее «Я - Индра», что указывает на несомненную связь джайнизма с религией Индии ведического периода.

Буддизм же возник около V в. до н.э.; основателем его традиционно считается выходец из касты кшатриев Сиддхартха Гаутама, который путём аскезы и медитаций достиг состояния Будды (дословно «пробуждённый»). Учение буддизма сводится к четырём позициям (т. н. «четыре благородные истины»). 1) Любая форма бытия в мире есть страдание. Радости преходящи и всегда омрачены страданием. 2) Причина страдания кроется в любого вида привязанности. Отсутствие влечения или привязанности равнозначно прекращению страданий. В связи с этой позицией буддизм вводит понятие кармы, которое означает в широком смысле слова общую сумму всех дел и поступков живого существа, которая определяет характер его дальнейшего существования. При этом в буддизме отсутствует понятие «душа», и учение о переселении душ в этом смысле ему не присуще; существует, однако, учение о последующих жизнях, которые определяются кармой. 3) Существует состояние, свободное от страданий, называемое нирваной. В буддийской литературе оно описывается как «вечное блаженство», однако учение Будды не даёт ответа касательно сохранения или уничтожения личности в нирване. 4) Достичь нирваны может любой, следуя т. н. Восьмеричному пути - принятию учения Будды, готовность отвергнуть привязанности, праведная речь, праведные поступки, праведная жизнь в невреждении живому, усилие к уничтожению зла в самом себе, правильное памятование - размышление о природе присущих человеку чувств, праведное созерцание - медитативные и аскетические практики. Буддизм отрицает весь брахманский культ, отрицает его богословскую систему, наконец, как пишет еп. Хрисанф (Ретивцев), отрицает «не только Бога, но и природу» (в библиографии №8, С. 374). Будда ничего не говорил о первопричине бытия, он возвестил только его ничтожество и иллюзорность. Однако народный буддизм, тем не менее, имеет свою мифологию; он говорит о существовании духов, но, как и все существа, подверженных закону кармы; под влиянием индуизма появилось в нём и учение об аде, пребывание в котором не вечно, так как ничего вечного в мире нет, и т.п.

Период собственно индуизма

Последний, третий этап развития индийской религии, занимает, по самым общим оценкам, период от II в. до н.э. до настоящего времени. Эта периодизация, однако, не отражает качественных изменений религиозных воззрений, произошедших в исламскую эпоху. Кроме того, как отмечалось выше, современные течения, восходящие к индуизму, далеко не всегда являются его чистыми преемниками. Таким образом, следует отдельно выделить этап исламизации (1000е - 1750е гг. н.э.) и современный период (с 1750х гг. по настоящее время).

Доктрина индуизма структурно сходна с буддизмом, однако ориентирована на социальные нормы, характерные для брахманизма, что обеспечило ему колоссальный успех на территории Индии. Вынужденное соперничество с оппозиционными учениями привело брахманскую религию к упрощению, что в конечном итоге означало его возрождение в виде индуизма. Система эта, являясь конечным итогом религиозно-философских поисков индийцев, тем не менее, представляет собой достаточно аморфное явление, включающее в себя не только древнейшие культы, но и даже элементы оппозиционных и неиндуистских учений. В некотором смысле он подобен позднему идейному синкретизму Китая. Для абсолютного большинства школ индуизма характерен институт гуру - учителя-проповедника, высшего авторитета для своих последователей.

Древневедический пантеон божеств, не теряющий своей роли в верованиях простого населения, претерпел значительное изменение; из всех божеств остались лишь три самых главных - Брахма, Вишну и Шива, т. н. Тримурти. Бог Брахма несёт на себе творческую функцию и восходит к концепции Атмана-Брахмана, представляя собой её упрощение. Являясь первопричиной всего сущего, он ничем более не примечателен. Вопреки концепции о слиянии всего с Вечным Абсолютом, Брахма-творец «трансформировал Единство Высшей Реальности в многообразие живого и преходящего», поэтому культ его не имеет широкого распространения. Культ Шивы, разрушающего начала, соотносится с аскетизмом, ставящим целью разрушение тела и воссоединение с Абсолютом; но гораздо более связан с древнейшими культами плодородия. Вишну, олицетворяющий сохраняющую мир функцию, наиболее любим в образе одной из аватар - Кришны. Учение об аватарах есть не что иное, как трансформировавшаяся концепция о том, что все божества суть проявления одного и того же Абсолюта; Кришна же по своему происхождению - один из древнейший индийских богов.

Ввиду того, что различные божества Тримурти почитались по-разному, к середине второго тысячелетия сформировались четыре господствующих направления. Смартизм - брахманская ортодоксия, сохраняющая идею Абсолюта и испытавшая сильное влияние брахманской школы веданта; практикуется поклонение различным формам Брахмана - богам индуистского пантеона; духовная практика заключается в следовании традициям Вед и медитациях.

Вишнуизм представляет собой весьма разнородное сочетание различных философских концепций; верховное божество - Вишну, персонифицированный Абсолют, другие боги суть его аватары; существует понятие души как нечто отдельного от божества. Широко развито учение об аватарах, из которых наиболее почитаются Рама и Кришна; основатель буддизма также включён в эту систему как одна из аватар Вишну. Также большую роль играет учение о бхакти - личной преданности богу. Наконец, как свидетельство влияния оппозиционных традиционной религии учений, отношение к кастовой системе в вишнуизме неоднозначно.

Шиваизм испытал на себе сильное влияние некоторых течений буддизма; суть его заключается в почитании Шивы как Абсолюта, злого и благого, созидающего и разрушающего. Боги пантеона являются его проявлениями, творениями или детьми; душа имеет с Шивой единую природу, и цель бытия - достичь с ним единения. В связи с разрушающей функцией Шивы распространена практика аскетизма и йоги; популярен культ плодородия в виде поклонения лингаму и йони, символам творческой силы Шивы и его жены Шакти. Традиционную кастовую систему общества шиваиты, как правило, не отвергают.

Шактизм представляет из себя культ жены Шивы Шакти (Дэви). В разных своих проявлениях она выступает и как благое, и как всесокрушающее божество. Распространено поклонение символу Шакти - йони. Тело для шактиста - не бренная оболочка, а инструмент для достижения мокши - слияния с Абсолютом; широко распространены практики ритуального вступления в интимные связи - что достаточно далеко отстоит от традиционных правил брахманизма. Жрецы Дэви, как правило, являются выходцами из нижних сословий.

В период исламского владычества индуизм стал претерпевать кризис, связанный с тем, что ислам, проповедовавший равенство, был притягателен для людей, долгое время существовавших в рамках кастовой системы. Тем не менее, ислам не стал однозначно господствующей религией, он вынужден был считаться с индуизмом, и последний включил в себя некоторые его элементы. Так, особое развитие получила концепция бхакти. На рубеже XV-XVI вв. гуру Нанак выступил с проповедью объединения ислама и индуизма, став, таким образом, основателем сикхизма. Для этого учения характерно осознание всеобщего равенства перед Богом и, как следствие, уничтожение кастовых различий. Цель жизни видится в слиянии с всеблагим божеством Абсолютом (мукти) под руководством гуру, что, однако, не мешает концепции бхакти - почитанию личного божества. У сикхов есть свои правила касательно внешнего облика и системы запретов (не стричься, носить тюрбан, ритуальный кинжал и т.п.), однако аскетизм они считают бесполезным.

Наконец, неоиндуизм возник в связи с идеей возрождения древней традиции, однако на самом деле далек от классического индуизма. На раннем этапе (XVIII - нач. XIX вв.) он, с одной стороны, пытался оградиться от европейского влияния, а с другой - активно развивал свои идеи на Западе, что подразумевало включение европейцев в кастовую систему. В XX веке появились тенденции к объяснению основных концепций индуизма терминами западной философии, что сопровождалось появлением огромного количества школ и сект, более подробное описание учения которых в рамках реферата не представляется возможным.


Заключение


Итак, мы проанализировали развитие индуизма на его основных этапах и можем сделать следующие выводы:

1.В основе верований индийцев лежат древние культы плодородия протоиндийской цивилизации и древнеарийский культ неба; смешение арийского населения с неарийским привело к развитию политеистического культа;

2.Ведический период характеризуется постепенным переходом от почитания богини-матери к культу неба-Варуны с последующим угасанием и укреплением политеистического культа Индры;

.Период брахманизма открывается кризисом религиозной системы, что приводит, с одной стороны, к угасанию культа Индры и развитию концепции Брахмана, а также основных понятий индуизма, а с другой стороны - к появлению религиозно-философских школ, как ортодоксальных, так и оппозиционных;

.Начало индуизма можно охарактеризовать как попытку преодоления кризиса в противостоянии с оппозиционными учениями, что привело к упрощении концепции Брахмана и появления концепции Тримурти; последующее развитие индуизма представляет собой разделение единого культа на несколько различных направлений, а также продолжающееся взаимодействие с иными религиями и философскими системами, такими, как ислам (XVII в.), христианство и новая западная философия (XIX-XX в.)


Список литературы

индуизм религиозный санатана дхарма

1.Религии мира: история, культура, вероучение / Под ред. А.О. Чубарьяна и Г.М. Бонгард-Левина. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2006.

2.Васильев Л.С. Религии Древней Индии / Л.С. Васильев // История религий Востока. - М.: Высшая школа, 1988. - С. 124-178.

3.Дворкин А.Л. Современный индуизм и гуруистские секты / А.Л. Дворкин // Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. 3-е изд., испр. и доп. - Нижний Новгород: Издательство братства во имя св. князя Александра Невского, 2002 г. - С. 166-191.

.Фаликов Б.З. Индуизм / Б.З. Фаликов // Христианство и другие религии. Сб.статей. [Интернет-ресурс]. Режим доступа: #"justify">5.Мень А.В. История религии: в поисках Пути, Истины и Жизни. В 7 т. Т. 2: Магизм и Единобожие: Религиозный путь человечества до эпохи великих Учителей. - М.: СП «Слово», 1991.

6.Мень А.В. История религии: в поисках Пути, Истины и Жизни. В 7 т. Т. 3: У врат Молчания: Духовная жизнь Китая и Индии в середине первого тысячелетия до нашей эры. - М.: СП «Слово», 1991.

7.Трубецкой Н.С. Религии Индии и христианство. Сб. статей. - М.: Лепта - Пресс, 2005.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Если вы хотели узнать что такое индуизм и прочитать краткое описание этой религии, то эта статья — для вас. Индуизм в наше время считается наиболее древней и наиболее сложной религией в мире. Согласно санскриту индуизм носит название вечный закон – санатана-дхарма.

Происхождение индуизма

Индуизм является синкретической религией, которая формировалась в течение тысячелетий и включает в себя как неолитические анимистические верования древних людей, так и религиозные компоненты религий древних ариев, индской цивилизации, верования дравидов, и также элементы философских учений, буддистов и джайнов . Учитывая большую массу всевозможных традиций индуизма, объединяет последователей данной веры в авторитет Вед.

Считают, что в основе толкования самого название индийской религии звучит арийское слово синдху (река). Явный намек на обожествления рек доарийским населением Индии, сначала реки Сарасвати, а позже Ганга. Вера в священный характер рек, была так сильна, что арийские пришельцы должны были тоже призвать особый статус рек. Со своей стороны, арийцы привнесли в индуизм уникальный статус коровы, как священного животного, за убийство которого в былые времена в Индии карали строже, чем за убийство человека.

С 8-9 веков, мусульмане стали именовать, немасульманских жителей Индии – индусами. Впоследствии британцы перенесли название индусы на всех жителей Индостана, которые не являлись приверженцами мировых религий и не исповедовали сикхизм, или . Лишь в 1816 году появился сам термин индуизм.

Основные положения религии

Все индуисты независимо от течений признают авторитет Вед, которые именуются словом шрути (услышанное). Всего существует четыре веды: Ригведа, Яджурведа, Самаведа, Атхарваведа. На основе четырех вед, был написан вторая часть священного канона индуистов, которая носит название смрити. К смрити относят: Дхармашастры, Ихтихасы (среди которых две важнейшие Махабхарата и Рамаяна), Пураны, Веданга и Агамы. Разные течения индуизма, считают не все тексты смрити священными.

Однако подавляющее большинство индуистов верит, что все живые существа, или, по крайней мере, человек наделен духовной сущностью (дживой) душой, которая связана с богом-создателем (большинство индуистов считают, что богом творцом был Вишну). После смерти человека, душа может переселиться в тело иного человека, или в тело животного, или даже в неживую материю. Таким образом, круговорот переселения душ из одного в тела в другое индуисты именуют сансарой.

Освободить душу из кольца сансары возможно вследствие духовного перерождения, просветления, которая носит разные названия (чаще всего мокша, или нирвана) . Добиться благоприятного перевоплощения, или нирваны, возможно через очищения кармы. Карма – это совокупность всех действий человека: умственных, физических и вербальных.

Также большинство индуистов объединяет, приверженность к варно-кастовой системе, хоть на 21 век это система начала активно исчезать в Индии и различным йогическим традициям.

Стоит отметить, что индуизм считается религией с самым большим количеством богов , минимум существует три тысячи богов. Три тысячи лет назад главнейшими богами в Индии считались Индра и Брахма, но с начала Средневековья, статус ведущих богов индуизма захватили Вишну и Шива.

Основные ответвления индуизма

Главнейшее направление индуизма это – вишнуизм . Вишнуиты верят, что верховным богом являться Вишну, который появляется на земле через своих аватар (земных воплощений): Кришна, Рама, и другие. Вишнуизм исповедуют до 68-70% всех индусов.

Второе по численности направление индуизма носит название шиваизм. Сторонники данного течения примерно 26% от общего числа индуистов, поклоняются Шиве, по некоторым данным Шива был верховным богом хараппской цивилизации 3300-1500 гг. до. н. э. Если информация достоверная, шиваизм можно считать древнейшим течением индуизма.

Третьей веткой индийской религии является шактизм (численность около 3%), суть которого является поклонение великой богини матери, которая носит разные названия: Шакти, Дурга, Сарасвати, Кали, Лакшми.

Также в Индии является популярным смартизм, несколько модифицированный брахманизм, который подразумевает поклонение ряду богов, или одному избранному. Наиболее популярные боги смартизма: Вишну, Ганеш, Шива, Сурья, Сканда, Индра.

Появление индуизма

Сформировавшаяся религиозная традиция, называемая индуизмом, является результатом пяти тысяч лет развития. При этом само название возникло только около 1200 г. н. э., что было связано со стремлением завоевателей-мусульман провести четкую грань между их собственной верой и религией самих индусов. Индуизм – персидский аналог слова «индиец». Однако сами жители Индии называют свою религию бессмертным учением, или законом (санатана дхарма), что должно подчеркивать неземное происхождение их верований, появившихся в результате божественных откровений.

Индуизм в том виде, в каком он сформировался за время тысячелетнего развития, предоставляет своим последователям широчайшие возможности проявления их религиозности, причем избрана может быть любая из них, и ни одна не считается лучше или хуже остальных. Это многообразие возможностей – характерная черта индуизма, который принимает во внимание различия в духовном развитии, склонностях людей и в местных традициях.

Майтрейя

В индуизме нет никакого основателя или пророка. Здесь также нет определенной церковной иерархии, нет установленных символов веры. Гораздо большее значение, чем образ жизни, имеет склад и образ мышления. Не случайно бывший президент Индии С. Радхакришнан однажды заметил: «Индуизм является больше культурой, нежели вероучением».

Чуть больше 400 миллионов жителей Индии считают себя индуистами. И куда бы ни забрасывала судьба индийцев, повсюду они сохраняли свою культуру, традиционные ценности, идеалы и религиозные обряды. Конечно, не все, кто родился индусом, исповедуют индуизм. Но считается, что они уже потому индусы, что были рождены индусами. Происхождение самого названия вероучения предполагает, что общим элементом индуизма является индийское происхождение его приверженцев.

Появление индуизма было связано с необходимостью обновления традиционной брахманской религии. Ее аристократизм и оторванность от широких масс народа не позволяли конкурировать с буддизмом. Поэтому приходилось как-то приспосабливать учение и культ, чтобы завоевать новых приверженцев. Вследствие этого возникает демократическое движение, имевшее столь важное значение при возникновении индуистской религии, знаменовавшее собой начало новой эпохи – эпохи индуизма. Характерной особенностью этого периода стала демократизация культа.

Индуистская ступа

Несмотря на то, что учение индуизма было разработано преимущественно людьми из высших каст, но мифические представления и формы культа имели народное происхождение. Правда, великие боги индуизма имеют иногда имя, а иногда и характерные черты, общие с древними богами эпохи Вед, но фактическую форму, под которой они почитались приверженцами индуизма, они большей частью унаследовали от духов и мелких божеств местных и случайных культов.

В индуизме можно точно проследить процесс, при котором местный бог постепенно занимал свое место в пантеоне. Впоследствии он либо возвышался до ранга самостоятельного божества, либо рассматривался как одна из форм проявления уже признанных богов. Таким образом, не подлежит сомнению, что большинство великих богов нынешнего индуизма приобрели свой характер благодаря этому слиянию. Например, бог земли Бумия, культ которого был совершенно примитивен, позднее отождествлялся с Вишну. Точно так же Баба, дух племен-аборигенов, во многих местах слился с богом Шивой. Очевидно, что в культах и мифах, в формах и отличительных чертах многих индуистских богов можно распознать пережитки прежних местных верований.

В этот период впервые в Индии возникают храмы. Индуизм первоначально подражал буддизму, приверженцы которого сооружали свои культовые строения – ступы. Но позднее и у индуистов появились величественные и пышные святилища. При храмах устраивались различные празднества, процессии и церемонии, а внутри воздвигались грандиозные статуи богов, чего не было в религии брахманизма.

Поначалу место культа индуистских богов оставалось вне храма. Возможно, какое-то время богов считали как бы своеобразными привратниками храма. Со временем можно видеть, как мало-помалу они получили придел в самом храме, где обыкновенно служил жрец из низшей касты, с которой соотносилось то или иное божество, и так продолжалось до тех пор, пока первоначальный бог или дух не превращался в воплощение великого бога, и тогда уже он должен был пользоваться всеми атрибутами официального культа.

Такие метаморфозы могли происходить и с выдающимися деятелями, мудрецами или правителями. Когда кто-либо из них умирал, то могила скоро начинала обращать на себя внимание: на месте погребения строилось святилище, служение в котором постепенно, благодаря пожертвованиям окрестных жителей, становилось выгодным. Считалось за счастье иметь в стране такое святое место, и правители по возможности старались охранять его. Немного лет спустя воспоминание о знаменитом человеке исчезало, его происхождение окружалось таинственностью, а биография обрастала легендами. Так происходило формирование новых индуистских богов. Это доказывается тем, что в честь мыслителя Санкары и поэта Вьясы были построены храмы.

Именно с этим связано еще одно характерное для индуизма обстоятельство, когда образы эпической поэзии играли выдающуюся роль в истории религии. Именно благодаря этому Рама, герой индийского эпоса «Рамаяна», превратился в нравственный идеал народа, став из племенного героя национальным. Приходившееся на его долю почитание сразу перевело его из человеческой сферы в божественную и обусловило отождествление с Вишну точно так же, как это случилось с другим эпическим героем Западной Индии, с Кришной. В обоих случаях – и Рамы, и Кришны – герой преданий, по-видимому, слился с народным божеством.

Статуя в ступе Сваямбунатх

Ступа в чайтъе, украшенная изображением Будды

Подобная демократизация культа и приближение образов богов к народу способствовали формированию индуистского учения об аватарах, или воплощениях. Согласно ему, каждый небесный бог мог иметь свою аватару на земле.

Специфической особенностью индуизма было наличие в нем многочисленных сект. Их точное количество определить не представляется возможным. Некоторые из них имеют очень древнюю историю. Во всяком случае, относительно так называемых адживаков, первой секты, известной нам, признается, что они существовали еще до появления Будды. Они образовали своего рода монашеский орден (отсюда и название «адживака» – «на всю жизнь», т.е. отрекающийся) и через типа (аскетизм) стремились достичь блаженства. От джайнов и буддистов адживаков отличали теистический или пантеистический характер их религии. Они почитали бога Нараяну (Вишну) и вообще, в отличие от брахманизма, более приближались к народной вере.

Сохранившимися памятниками деятельности различных сект являются их теологические сочинения, так называемые Пураны, многие из которых весьма объемны. «Пурана» на санскритском языке означает «древний». В текстах многих Пуран нашли отражение представления различных направлений индуизма об этапах существования Вселенной, начиная от космологии, мировых катастроф и происхождения богов и заканчивая описаниями исторических периодов человеческого рода и династий правителей. Но фактически Пураны представляют собой собрания теологических и философских рассуждений, легенд и преданий, обрядовых и аскетических наставлений и т. п., причем обычно можно заметить весьма тенденциозное возвеличивание того бога, которого почитала данная секта.

В каждой секте следовало иметь свою Пурану или придерживаться одной из них. Не подлежит сомнению, что самые ранние секты имели собственные Пураны. Однако те Пураны, которые дошли до нашего времени, составлены в период средних веков. Во всяком случае, они более позднего происхождения, нежели поэма «Махабхарата», к которой они часто примыкают как ее теологические продолжения. Как теологические и философские произведения, они стоят гораздо ниже, чем Брахманы и упанишады, а в литературном отношении не выдерживают никакого сравнения с эпическими произведениями. Тем не менее важное значение их как источника для изучения религиозной истории индуистской религии не подлежит сомнению.

Полуразрушенные ступы

Земляная ступа. 500 г. н. э.

Главенствующая роль в индуизме принадлежала гуру – учителям, или наставникам, духовным руководителям сект. В индуизме сложился настоящий культ гуру. Гуру считается посредником между человеком и богом, более того, он фактически выступает воплощением божества, которое воплощается в нем и в его лице требует себе поклонения. Он помогает тому, кто доверяется ему, достичь блаженства, исполняя все религиозные обязанности, которые иначе должен был бы исполнять сам верующий. Для низших классов, у которых нет ни денег, ни образования для того, чтобы на самом деле принимать участие в религиозной жизни, достаточно бывает чисто наружного почитания бога или гуру. Каждое слово гуру воспринимается его приверженцами как священный закон.

Помимо наставлений гуру, источником духовной силы приверженцы индуизма считают реки. Особенное отношение индусы переносят на Ганг. Согласно их верованиям, священная река не только дает воду для орошения полей, но и символизирует вечность и бесконечность жизни. Сотни тысяч верующих ежедневно устремляются к ее берегам, чтобы совершить ритуальное омовение и испить из жизнетворного источника. Каждые двенадцать лет во время большого праздника Кумбх Мела в городе Аллахабаде, месте слияния вод Ганга и Джумна, собираются почти десять миллионов человек. Особенным почитанием пользуется расположенный на берегу Ганга город Бенарес (Варанаси), где полагается умереть каждому настоящему индусу. В дальнейшем, после кремации, пепел индусов развеивается над водами священной реки. Это означает непрерывный круговорот жизни.

Храм Рамы и Кришны

Из книги Русь арийская [Наследие предков. Забытые боги славян] автора Белов Александр Иванович

Библия индуизма Однако в авангарде религиозных реформ по-прежнему находятся кшатрии. Именно в это время создается «Бхагават-гита». В этом произведении бог Кришна, представший в облике возничего боевой колесницы, разъясняет неустрашимому воину Арджуне суть мироздания. В

Из книги К началу. История Российской Империи автора Геллер Михаил Яковлевич

Появление Москвы Бог благословит тебя и поставит выше всех князей и распространит город этот паче всех других городов. Митрополит Петр Пророчество митрополита Петра, сделанное в первое десятилетие XIV в. московскому князю Ивану Калите, удивляет своим провидением

автора Васильев Леонид Сергеевич

Возникновение индуизма В процессе соперничества буддизма с брахманизмом, точнее, как итог этого соперничества и как результат его преодоления и возник индуизм. Структурно эта доктрина была сходна с буддизмом и тоже не отличалась активным прозелитизмом; но решающим

Из книги История религий Востока автора Васильев Леонид Сергеевич

Религиозно-философские основы индуизма Основы индуизма восходят к ведам и окружавшим их преданиям и текстам, во многом обусловившим характер и параметры индийской цивилизации в ее историко-культурном, философско-религиозном, обрядово-бытовом, социально-семейном и иных

Из книги История религий Востока автора Васильев Леонид Сергеевич

Глава 16 Индуизм и ислам. Модернизация индуизма Индуизм, вобравший в себя и отразивший многие особенности национальной культуры и психологии индийцев с их образом жизни, характером мышления, ценностными ориентациями, включая конечную цель – освобождение (мокша), всегда

Из книги История религий Востока автора Васильев Леонид Сергеевич

Взаимодействие ислама и индуизма Правда, привилегии, которые давало принятие ислама, в Индии значительно ослаблялись пассивностью индуизма, по-прежнему олицетворявшего основы индийского образа жизни и культуры индийцев. Одолеть многовековую толщу традиций в Индии

Из книги Тайны происхождения человечества автора Попов Александр

Золотое Яйцо индуизма Индусы расходятся в версиях о происхождении мира. Но самая известная легенда такова.Некогда Вселенная была окутана мраком без проблесков света. Всюду простиралась вода, а земля была лишь дном океана. Внезапно посередине океана возникло Золотое

Из книги Этнос и ландшафт: Историческая география как народоведение автора Гумилев Лев Николаевич

Появление этносов Новые народы возникают двумя способами:1. На определенной, довольно широкой территории, где уже много веков обитали исторические и персистентные этносы, вдруг очень быстро происходит перегруппировка особей и возникают новые тесно спаянные

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

ПОЯВЛЕНИЕ WINDOWS 95 Представить себе наше время без компьютера невозможно, одно лишь описание сфер применения этого чуда нашего века может занять сотни страниц. Компьютеры и Интернет изменили мир, а вслед за ним и мышление человека. Несомненным лидером на компьютерном рынке

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Брахма. Космология индуизма В индуизме богом-творцом считается Брахма, при этом культ Брахмы не принадлежит к числу главных, хотя в более раннее время он весьма почитался в ведийской религии. Важную роль играет Брахма в образе Тримурти («Трехликого») - своего рода

автора Коллектив авторов

Из книги Сравнительное богословие. Книга 5 автора Коллектив авторов

Из книги Сравнительное богословие. Книга 5 автора Коллектив авторов

Из книги Индия. История, культура, философия автора Уолперт Стенли

Из книги История ислама. Исламская цивилизация от рождения до наших дней автора Ходжсон Маршалл Гудвин Симмс

Глава II Империя Тимуридов в Индии: сосуществование ислама и индуизма, 1526–1707 гг В отличие от Сефевидов две другие великие империи возникли преимущественно в немусульманских регионах, и этот факт обусловил как их силу, так и потенциальную слабость. Однако между ними

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Основы мировоззрения индуизма В основе индуистского мировоззрения лежит представление о том, что мир – не случайное сочетание, хаос вещей и явлений, а иерархическое упорядоченное целое, или космос. Всеобщий вечный порядок, сохраняющий и удерживающий Вселенную как


Региональные религии:

Индуизм

Индуизм - самая большая национальная религия в мире. По данным энциклопедии “Народы и религии мира” (М.,1998), всего в мире на 1996 год было около 800 миллионов сторонников этой религии, что составило 14% всего населения земного шара. Сегодня индуизм является доминирующей религией в Индии (индуистов более 80 процентов населения) и в Непале (индуистов около 80 процентов населения). Кроме того, индуисты есть во всех странах, где живут индусы. Наиболее крупные общины индуистов в 1996 году были в странах Азии: в Бангладеш (15 млн.), Индонезии (4 млн.) Шри-Ланка (2,5 млн.), Пакистане (1,3 млн.), Малайзии (1,1 млн.). Наиболее крупная община индуистов Африки была в ЮАР (700 тыс.), наиболее крупная община индуистов Америки - в США (575 тыс.), наиболее крупная община индуистов Европы - в Великобритании (500 тыс. последователей).

Индуистские служители культа (их называют “брахманами”) говорят, что “индуистом нельзя стать - им надо родиться”. Имеется в виду, что сторонниками индуизма могут быть только индусы по национальности. Однако несмотря на утверждения служителей культа, что неиндусы не могут быть индуистами, в США, Канаде и Великобритании среди индуистов можно встретить и лиц другой национальности.

Индуизм возник в Индии в период времени между I и V вв. н.э. Предшественницей и главным идейным истоком индуизма была религия, которую называют брахманизмом (VII в до н.э. - V.в.н.э.). В свою очередь брахманизму предшествовала так называемая ведическая религия (XVI в. до н.э. - VII в до н.э.). Служители культа во всех трёх религиях (в ведической религии, в брахманизме и в индуизме) призывали верующих молиться в основном одним и тем же богам. В ведической религии верховным богом признавался Индра, бог грома и молнии. В брахманизме как верховному богу поклонялись Брахме, творцу мира и покровителю служителей культа. В индуизме существуют разные конфессии и разные боги в них почитаются как верховные. Но ни в одной из них верховным богом не считается Брахма. Непризнание Брахмы верховным богом составляет главное отличие индуизма от брахманизма.

Такой переворот в религиозных воззрениях отражал переворот в реальной жизни. В Индии существовали и существуют касты (другое название: варны). Касты (варны) - это группы людей, принадлежность к которым определяется рождением. В прошлом принадлежность к той или другой касте определяла, каким видом деятельности должны заниматься люди (сейчас власти борются с этим обычаем, но не всегда успешно). Привилегированной кастой были брахманы. Только они одни могли быть служителями культа. Их покровителем считался и считается бог Брахма. Именно поэтому слово “брахман” (в переводе с древнеиндийского языка, называемого санскритом, - “отражение воли Брахмы”) обозначало одновременно и человека из данной касты, и служителя культа.

Брахманы в древней Индии обладали большими преимуществами. Кроме монополии на профессиональную религиозную деятельность, они обладали ещё и монополией на педагогическую и научную деятельность. Эти три вида профессиональных занятий приносили им большие доходы. Но, кроме того, они имели ещё право на присвоение половины всех налогов, которые получали светские власти. Привилегированное положение брахманов в обществе отразилось и в религии того времени. Покровитель их касты и профессии служителей культа, которая монопольно принадлежала этой касте, бог Брахма, считался одновременно и верховным богом. Брахма своим сверхъестественным могуществом как бы закреплял те материальные привилегии, которые в реальной жизни имели брахманы. Представители трех других основных каст (кшатрии, вайшьи и шудры), недовольные сложившейся ситуацией, совершили социальный переворот. Брахманов лишили права присваивать себе часть налогов, лишили их и монополии на педагогическую и научную деятельность. Все, что им оставили, - это право быть служителями культа.

Вместе с тем и в связи с этим три другие основные касты добились и понижения статуса бога Брахмы. Брахманы перестали быть самым привилегированным слоем общества, и их бог-покровитель перестал рассматриваться как верховный бог. Конфессии в индуизме. Общее количество конфессий в индуизме неизвестно. Но основными являются две: вишнуизм и шиваизм. Вероучения основных конфессий индуизма совпадают во всем, кроме ответа на вопрос, кто из богов является главным. Вишнуиты верховным богом считают Вишну, шиваиты - Шиву. Вишнуизм и шиваизм - это самые большие и примерно равновеликие конфессии. В них входят примерно по 40 процентов всех индуистов. Вишнуитские общины находятся по преимуществу на севере Индии, шиваитские - на юге Индии. Третьей по величине индуистской конфессией является шактизм. Шактисты поклоняются верховной богине, которая имеет несколько имён и одно из них - Шакти. В шактистские общины входит примерно 8 процентов всех индуистов. Они по преимуществу расположены в Бенгалии (это северо-восточная часть Индии) и на юге Индии.

Если в индуизме и можно обнаружить какие-то отличия в вероучении, то, скорее, не между конфессиями, а между различными храмами одной и той же конфессии. Особенности организации индуизма порождают и некоторые особенности в его вероучении. В индуизме масштабы религиозной организации ограничиваются рамками храмов. Ни одна конфессия не имеет централизованного руководства даже в масштабах штата, не говоря уже о стране в целом. Поэтому индуизм не имеет ни церковных соборов, которые принимали бы какие-то руководящие решения, в том числе и по вопросам вероучения, ни централизованной руководящей религиозной прессы. Конечно, брахманы всех храмов, в конечном счёте, опираются на одну и ту же священную литературу. И это обеспечивает единство в главном. Однако священные книги нуждались в прошлом и нуждаются сейчас в их толковании. И в чем-то толкование было и остается различным. А это значит, что положения вероучения в толковании брахманов разных храмов в чём-то несущественном могут отличаться друг от друга.

В вероучении индуизма можно выделить четыре основных положения:

  1. о священных книгах,
  2. о сверхъестественных существах,
  3. о душе,
  4. о загробной жизни.
В индуизме в качестве священных почитается большое количество книг-томов. Точная цифра неизвестна, но во всяком случае их несколько сотен; они делятся на две группы.

Первая группа называется шрути, (“услышанное”) вторая - смрити (“запоминаемое”). (Все термины в индуизме озвучены на санскрите.) Авторами книг-шрути являются боги. Но они авторы в особом смысле. Книги-шрути никто не создавал. Они возникли сами собой вместе с возникновением богов. Книги-шрути возникли не как книги, а как знания, которые находились в головах богов. Боги чудесным образом передали эти знания риши (мудрецам). А риши записали эти знания в виде книг.

Вторая группа священных книг - Брахманы (“отражение воли Брахмы”). Это несколько десятков книг-томов. По содержанию это комментарии к Ведам, в основном культового характера. Считается, что их содержание через служителей культа и для служителей культа передал бог Брахма.

Третья группа - Араньяки (“Лесные книги”). Несколько десятков книг-томов шрути. Содержание: правила поведения для отшельников, рассуждения о сущности обрядности.

Четвертая группа - Упанишады (“Тайное учение”). Название объясняется тем, что в прошлом учение, заключённое в этих книгах, передавалось только брахманам и их ученикам. Буквальный перевод звучит так: “рядом”(упа) и “внизу”(ни) “сидящим” (шады). Рядом и внизу, т.е. у ног учителя-брахмана, сидели его ученики. По своему содержанию это религиозно-философские комментарии к Ведам.

Пятая группа - Пураны (“Древние предания”). Это несколько десятков книг-смрити. Наиболее древние пураны первоначально существовали в устной форме.По содержанию это рассказы о богах.

Шестая группа - это одна книга-произведение: поэма под названием “Махабхарата” (“Великие бхараты”; бхараты - это название народа в Индии). В поэме около 100 тысяч двустиший. “Махабхарата” делится на 18 частей, которые тоже называют “книгами”. Книги-части имеют разную величину: от 320 двустиший до 14372-х.

Седьмая группа - это опять одна книга-произведение и опять поэма. Её называют “Рамаяна” (“Сказание о Раме”). “Рамаяна” состоит из 24-х тысяч двустиший. “Рамаяна” делится на семь частей, которые обычно печатаются в одном томе.

Индуисты верят в существование двух групп сверхъестественных существ: богов и демонов. Хотя боги занимают в иерархической лестнице сверхъестественного мира значительно более высокое положение, чем демоны, мы всё же начнём характеристику сверхъестественных существ с демонов, ибо такой порядок рассказа более удобен в методическом плане. Демоны. Демоны делятся на три вида: асуры (“небоги”), ракшасы (“те, кого сторонятся”), пишачи (перевод неизвестен). Асуры - противники богов, а ракшасы и пишачи - противники людей. Ракшасы вредят людям всеми возможными способами, а пишачи - главным образом через болезни, которые они насылают на людей. Функции демонов: творить зло, быть противниками богов, быть противниками людей. Но среди демонов встречаются и такие, которые совершают отдельные добрые поступки.

Демонов много: их количество исчисляется миллионами. Демоны имеют плоть и пол. В обычном виде они выглядят уродливо, но для осуществления своих коварных планов могут приобретать облик мужчин и женщин. Демоны смертны: их тела погибают в сражениях с богами и людьми, а их души - вместе с гибелью Вселенной. Иногда люди воспринимают демонов органами чувств, иногда не воспринимают. Но если в иудаизме (а также в христианстве и исламе) делается акцент на то, что в подавляющем большинстве случаев люди демонов не видят и не слышат, то в индуизме такого акцента нет. Демоны делятся на старших и младших. Главного демона зовут Бали. Он вместе со многими другими демонами живёт в подземном царстве.

Боги. В священной литературе в разных местах указывается разное количество богов: и 33, и 333, и 3306, и 3339. Практически наиболее почитаемыми во всех конфессиях являются 9 богов. Боги - это верховные сверхъестественные существа, управляющие миром. Как и в любой другой политеистической религии, каждый из богов имеет свои специфические функции. Одни боги выглядят как обычные люди, но, как правило, огромного роста, другие - в основном как люди, но с какими-то особенностями в строении организма (четыре руки, три глаза и др.), третьи - как животные (например, как обезьяны), четвёртые - как полулюди-полуживотные (например, царь птиц Гаруда изображается с головой и крыльями орла и с туловищем человека). Один из богов (Брахман) вообще не имеет видимого тела.

Боги требуют поклонения, которое обозначается словом “пуджа”. Богам поклоняются в храмах и дома, перед семейным алтарём. Пуджа включает в себя пробуждение богов утром музыкальными звуками перед их изображениями (например, звоном колокольчиков), приношение изображениям богов цветов, воды и продуктов, молитвы и др. Девять наиболее почитаемых богов можно разделить на три тройки.

В первую тройку входят верховные боги. Два из них сейчас почитаются как верховные боги (Вишну и Шива), один как верховный бог почитался в прошлом, в предыдущей религии (Брахма).

Во вторую тройку входят их жёны (Лакшми, Парвати, Сарасвати). В третью тройку входят боги, хотя и не верховные, но очень уважаемые индусами (Брахман, Ганеша, Кама).

Вишну (“проникающий во всё”, “вездесущий”) - верховный бог в вишнуизме. Кроме функции быть верховным богом, у него есть ещё две специфические функции. Во-первых, он - охранитель Вселенной. Вселенную создаёт Брахма, но созданную Вселенную надо охранять и от преждевременного разрушения, и от захвата власти над Вселенной демонами, что и делает Вишну. Во-вторых, он - помощник людям в решении их жизненных проблем.

Вишну чаще всего изображается (и на рисунках, и в скульптурах) в виде четырёхрукого мужчины. В одной руке у него боевая раковина (он трубит в неё во время сражений), во второй - палица, в третьей - чакра (метательное оружие в виде металлического диска), в четвёртой - цветок лотоса. Оружие в трёх руках символизирует готовность Вишну бороться с силами зла, цветок лотоса символизирует его любовь к людям и готовность им помогать. Для характеристики Вишну очень важно использование понятия “аватара”. В буквальном переводе это слово означает “нисхождение”. По своему существу аватара - это другое и земное тело бога. Вместе с другим телом бог получает и другое имя. При переселении души бога в земное тело, эта душа одновременно остаётся и на небе, в основном, небесном теле бога. Эта душа как бы раздваивается. Второе, дополнительное, физическое тело бога существует только некоторое время. Потом оно умирает, и душа бога возвращается в своё основное и вечное тело.

По мифологии индуизма у Вишну было уже 9 аватар и ещё одна будет в будущем. Вот аватары, которые уже были. Первая: жизнь в теле рыбы. Вторая: жизнь в теле черепахи. Третья: жизнь в теле кабана. Четвёртая: жизнь в теле полульва-получеловека. Итак, в первых четырёх аватарах душа Вишну пока ещё не поселялась в теле человека. В остальных пяти аватарах она живёт в человеческом теле. Пятая: в теле карлика по имени Вамана. Собственно слово “вамана”и означает “карлик”. Шестая: в теле человека по имени Парашурама (“Тёмный с топором”). Это был воин, сын брахмана, который всегда ходил с боевым топором. Седьмая: в теле человека по имени Рама (“Темный”). Восьмая: в теле человека по имени Кришна (тоже переводится как “Темный”). Девятая и последняя: в теле человека по имени Будда (“Просветлённый”). Речь идёт об основателе буддизма. Будущая, десятая аватара тоже будет в теле человека, которого будут звать Калки. Калки, по вероучению индуизма, приедет на белом коне и в царском одеянии. Поэтому эту аватару называют ещё так: “царь на белом коне”. Он приедет через много лет, когда на земле власть будет принадлежать негодяям. Калки накажет негодяев и установит на земле золотой век.

Шива (“Милостивый”) - верховный бог в шиваизме. По своим специфическим функциям Шива - бог разрушения Вселенной (он разрушает её, когда приходит для этого время, назначенное богами), бог смерти и рождения человека (индуисты говорят: Шива стоит и у гроба, и у колыбели), бог живой природы (он заботится и о растениях, и о животных). Шива чаще всего изображается мужчиной темно-синего или лилового цвета с четырьмя руками и тремя глазами. Третий глаз, который расположен посреди лба (не горизонтально, а вертикально) не только видит, но и излучает сверхъестественный огонь, который сжигает всё на своём пути. У Шивы тоже есть аватары, их более 20-ти.

Ганеша (“Начальник свиты”) - сын Шивы и Парвати, бог удачи и предпринимательства, начальник свиты своего отца (свита состоит из богов низшего разряда). Верующие воры и мошенники в Индии считают Ганешу также и своим покровителем, богом воровской удачи. Ганеша изображается в возрасте подростка с четырьмя руками и с головой, похожей на голову слона. Это единственный бог в индуизме, у которого вместо носа - хобот. Индуисты стремятся иметь дома скульптурное изображение Ганеши. Ни одно дело они не начинают без молитвы Ганеше. И для того, чтобы особенно угодить Ганеше, они по утрам чешут ему живот.

Кама (“Чувственное желание”, “Любовь”) - бог любви. Его изображают как юношу с луком и стрелами в руках. Лук у него сделан из сахарного тростника, тетива лука - из живых пчёл, стрелы - из цветов. Когда стрелы Камы вонзаются в тела богов или людей, то они возбуждают в них жгучую любовную страсть.

Согласно вероучению индуизма, боги бессмертны. Но есть два исключения. Первым исключением является Ганеша, а вторым - Кама. Кама умер, испепелённый огненным лучом разгневанного Шивы. Но потом по просьбе Парвати Шива сделал так, чтобы Кама родился второй раз.

Загробная жизнь имеет два этапа. Первый этап называется сансарой. Второй - выходом из сансары. Буквальный перевод слова “сансара” с санскрита звучит как “странствование”. Наряду с санскритским термином “сансара” для обозначения первого этапа загробной жизни в литературе используются также французское слово “реинкарнация” и русское - “перерождение”. По своей сущности это переселение души из одного тела (после его смерти) в другое.

Механизмом сансары является карма (“поступок”, “деяние”). Карма - это закон перерождения, согласно которому при преобладании хороших поступков человек получает хорошее перерождение, при преобладании плохих - плохое перерождение. Индуисты в связи с эти говорят: какова карма - такова и сансара. Если у вас хорошая карма, то будет хорошая сансара. Хорошее перерождение - это тело здорового, богатого человека со счастливой судьбой. Плохое перерождение - это тело или растения, или животного, или человека больного, бедного и несчастного. По воззрениям индуистов преступник в одной из следующих жизней становится жертвой того преступления, какое он совершил. Вор будет обворован, насильник - изнасилован, убийца - убит. Специфичными этапами сансары является пребывание душ людей в раю (для праведников) или в аду (для грешников). После временного блаженства или временных мучений души возвращаются в земную жизнь. Ад обозначается термином “нарака”. Считается, что ад имеет несколько отделений (называют следующие цифры: несколько тысяч, 50, 28, 21, 7 и 3) Чаще всего называется цифра 7, и в этой связи сторонники индуизма говорят и пишут о “семи кругах ада”. В каждом последующем отделении ада мучения становятся более сильными. Попавших в ад изнуряют бессонницей, сбрасывают в реки с нечистотами, заставляют обнимать раскалённое железо, дают на растерзание зверям, птицам и змеям, разрывают на части, варят в кипящем масле, сжигают в пылающей яме... При этом несчастные остаются живыми, для того чтобы продолжать мучиться дальше, пока не окончится срок, определённый их плохой кармой. В какое именно отделение направить душу умершего, каким мукам его подвергнуть, решает владыка царства мёртвых, бог Яма. Второй этап загробной жизни для грешников - это попадание в последнее (чаще всего: в седьмое) отделение ада. Дело в том, что пребывание в последнем отделении ада выходит за пределы сансары. Сюда направляют самых закоренелых грешников. Из предыдущих отделений ада души грешников рано или поздно, но возвращаются в земную оболочку. Из последнего отделения возврата нет. Здесь души грешников находятся до конца “дня Брахмы” а с наступлением “ночи Брахмы” уничтожаются.

Второй этап загробной жизни для особо заслуженных праведников обозначается термином “мокша” (“избавление”, “освобождение”). Мокша по своему существу - это слияние душ особо заслуженных праведников с душой Брахмана. Это слияние означает выход из сансары и понимается как высшее и вечное блаженство.

Индуизм - самая большая национальная религия в мире, и уже это - очень серьёзная причина для внимательного изучения индуизма.

главная религия Индии , которая имеет очень богатую историю и традиции. Считается, что индуизму более 4 000 лет. Часто его называют не просто отдельно взятой религией, а совокупностью различных индийский верований и традиций. Так как все традиции и философские учения, которые сплотились под общим названием «индуизм», возникли именно в Индии, все они очень схожи и являются родственными, имеющими одну общую прародительскую основу. Основа эта относится к древнейшим представлениям людей о мироздании и, возможно, является одной из самых первых верований на земле.

На санскрите индуизм звучит, как Санатана-Дхарма. В буквальном переводе означает как «Вечная религия», «вечный путь», «вечный закон». Как понятно из названия, индийцы чествуют свою религию как единственно верную, вечную, самую крепкую и нерушимую. Сам же термин «индуизм» возник от санскритского слова «хинду» — так на персидском языке называли людей, живущих за рекой Инд. К индуизму причисляются и такие религиозные течения, как буддизм, сикхизм, джайнизм.

Вероятнее всего, у индуизма, в отличие от многих других религий, которые мы можем наблюдать сегодня, не было основателя . По аналогии со славянскими языческими верованиями и язычеством многих других народов, индуизм является древним языческим верованием, который зародился в народной мудрости по естественным причинам. Здесь нет родоначальников и ярких пророков, с которых начинается отсчёт времени религии. Однако здесь есть свои Боги, свои святые, священные книги, писания и учения. Также в индуизме, в отличие от многих других религий, нет организованной центральной власти, которая бы управляла всеми общинами и организациями.

Индуизм исповедуют более 1 миллиарда человек в мире , что делает эту религию третьей по количеству последователей сразу после христианства и ислама. Большая часть индуистов проживает в Индии, Индонезии, Шри-Ланке, многих восточных странах, а также Великобритании, США, некоторых европейских странах. Совсем малая доля последователей, но всё же имеющая место быть, принадлежит и России. Индуизм, как религия, вера, философия, миропонимание стал международным только во второй половине XX века. До этого об индуизме за пределами Индии и некоторых близлежащих стран, мало кто имел представление. После того, как индуизм стал общедоступным, мир просто поглотили идеи, понятия и восприятия мира, характерные для Индии. Такие вещи, как карма, йога, вегетарианство и другие аспекты стали очень популярными и сейчас понимаются нами как само собой разумеющиеся, как всегда присутствовавшие в нашей жизни, однако до середины XX века людям за пределами Индии они были просто неизвестны.

Как уже говорилось выше, индуизм является семейством учений и традиций. Несмотря на это, он удивительным образом сохраняет целостность, общие черты и формы. Для лучшего понимания этого явления, носители религии предлагают для аллегории баньяновое дерево , которое постоянно пускает новые корни и ветви. Каждая ветвь, каждый корешок имеет свои отличительные черты, однако в основе их всё же стоит баньяновое дерево и по своей структуре, своей природе все они являются родственными. Также это явление можно сравнить и со славянским язычеством. В древности язычество также было очень разнообразным, и язычество одного племени могло отличаться от язычества другого племени, однако в основе было традиционное верование предков и все ответвления в стороны имели лишь поверхностный характер, одинаково содержащие в своей основе общие черты, единую ось, общее древо.

Индологи разделяют историю индуизма на три важные эпохи: ведизм, брахманизм и индуизм. Ведизм появился, по некоторым предположениям исследователей 5500 г. до н.э. и закончился 2600 г. до н.э. Ведизм — это эпоха становления индуизма, период написания главных Вед. Древнейшей ведой считается Ригведа. Кроме того, древнейшими писаниями считаются Махабхарата и . Также считается, что данные веды существовали задолго до их написания и многие века передавались от поколения к поколению в устной форме.

Исследователи индуизма рассматривают шесть видов этой религии: древнейшая форма (языческая, многобожество), ведийский (основанный на Ведах), ведантический (основанный на Упанишадах), йога, дхармический (следование определённым моральным устоям и индуистским представлениям, самый широко распространённый вид среди обычного населения Индии) и Бхакти (преданное служение Богу, чаще всего встречается как вайшнавизм). Также Индуизм делят на четыре главных направления: Вайшнавизм, Шиваизм, Шактизм и Смартизм.

Четыре направления индуизма различаются тем, какому Богу или Богам служат последователи того или иного течения.

Вайшнавизм — поклонение Вишну и его аватарам (воплощениям Бога на земле) — Кришне и Раме. Вайшнавизм, как самая древняя форма из всех, получила и самое большое распространение. У индуизма вайшнавизма больше последователей, чем у других направлений. Также считается, что представление об индуизме в странах запада и странах, где индуизм не так сильно распространён, больше всего исходит из вайшнавизма. Многие последователи вайшнавизма или вишнуизма равное Вишне отдают предпочтение и Лакшми — женской ипостаси высшего Бога.

Шиваизм — поклонение Шиве. Наравне в вайшнавизмом, здесь есть и поклонение женской форме высшего Бога — Парвати. Согласно исследованиям, истории шиваизма насчитывается более 3500 лет.

Шактизм — поклонение Шакти или Деви (изначальная Богиня-Матерь).

Смартизм — название происходит от «смрити» священных индуистских писаний. Поклонение многим Богам. Основной школой смартизма является адвайта-веданта.

Кроме этих направлений, считающихся главными, существуют и менее популярные формы индуизма: Ганапатья (поклонение Ганеше), Саура (поклонение Сурье — Богу Солнца), «Арья-самадж» Даянанды Сарасвати, Адвайта, Кришнаизм, Бхакти, Сикхизм и другие.

Несмотря на некоторые различия форм, видов и направлений индуизма, как уже говорилось выше, в их структуре всегда прослеживается чёткая основа. Чаще всего эта основа держится на определённых понятиях , которые в наше время известны очень многим. Среди таких основополагающих понятий: Дхарма (морально-нравственный долг, жизненные обязательства), Сансара (круговорот перевоплощений душ), Карма (зависимость качества жизни, качества новых перевоплощений от совершаемых или совершённых в прошлых жизнях поступках), Мокша (освобождение от Сансары), Йога и другие.

Индуизм — это вера, которая очень разнообразна и многопланова. Здесь есть и многобожие, и единобожие, причём, это сочетание часто идёт рука об руку в понятиях индуиста. Это объясняется особым миропониманием индийцев и можно объяснить тем, что индуисты верят в одного Бога, который проявляет себя в различных ипостасях, в различных Богах, аватарах, проявлениях и даже вещах. При этом каждый индуист вправе выбрать то проявление Бога, которое ему наиболее близко и понятно. Сделав выбор, он не должен конфликтовать или относится предосудительно к другим формам индуизма, так как в других направлениях люди верят в того же Бога, что и он сам, только в другом своём проявлении. Этим и объясняется, почему на протяжении многих и многих столетий в индуизме сохраняются различные формы поклонения разным Божествам и при этом они мирно соседствуют и практически никогда не враждуют.

Кроме главных Богов, значительную роль в религиях индуизма занимают Боги «рангом» ниже главных — полубоги, существа, демоны, духи и так далее. Статуи Божеств в индуизме называются Мрути. Наподобие языческих идолов, мрути являются способом или посредником общения между Богами и людьми. Это проявления Бога на земле, хотя некоторые индуисты и даже целые течения отвергают мрути, считая, что Бога невозможно представить в зрительном человекообразном или звероподобном образе. Кроме статуй мрути, индуисты используют «иконы» — изображения Божеств и многочисленные символы.

Что касается священных для индуизма писаний, то в Индии их очень большое количество. Тексты разделяются на Веды, Упанишады, Пураны и Агамы . Самыми главными для Индии текстами, всё равно как для христиан библия, являются такие философско-литературные произведения, как Рамаяна, Махабхарата, Бхагават-Гита и некоторые другие. Каждой из этих книг несколько тысячелетий. До сих пор не утихают споры касательно того, что там описано и того, кто их написал. Самими индусами — носителями древней веры, Веды и другие древние тексты называются настоящими откровениями.

Главным достижением любой души, по мнению индуистов, является полное самоосознание и освобождение от Сансары и бесконечного перевоплощения. При этом, в индуизме есть и понятия ада и рая, хоть выглядят они не так, как в некоторых других религиях. Часто такие места описываются как райские или адские планеты, либо тонкие сферы бытия, где душа либо поощряется, либо наказывается. Достижение самоосознания достигается различными путями, свойственными для индуизма, но всё же главными являются — служение Богу, традиционные ритуалы, аскетическое существование, медитация, йога.

Индуисты регулярно, а порой даже несколько раз в день, совершают ритуалы обращения к Богам в целях собственного совершенствования и почитания высших существ и предков: Пуджа (жертва в виде зажженного светильника, благовоний или еды на восходе солнца), чтение священных писаний, Киртан и Бхаджан (молитвы, мантры, песни), медитации и многое другое. Кроме того, в индуизме множество характерных праздников, посвящённых божествам и которые становятся популярны во всём мире, как широкомасштабные фестивали: праздник Холи, Кумбха-мела, Маха-Шиваратри, Наваратри, Дивали, Кришна-джанмаштами, Рама-навами. Характерны для индуистов и паломничества к святым местам: Киртан, Пури, Тирупати, Катра, Рамешварам, Дварака, Бадринатх и другие.

Одним из самых известных, а для некоторых даже шокирующих, обрядов, считается кремация умерших. Кремация или сожжения тела, производится вовсе не в крематории (хотя в современной Индии это тоже присутствует), а прямо на открытом воздухе и у всех на виду. Для этого тело умершего оборачивают в саван и сжигают на большом костре. Такой способ прощания с телом умершего существовал практически во всех традициях древних народов, включая, конечно, и нашу — языческую традицию. В индуизме, как в славянском язычестве и других верованиях прошлого, очень сильно развит культ предков.

Стоит рассказать и про понятия ашрамов в индуизме. В Индии жизнь человека делится на четыре ашрама. Первый ашрам — Брахмачарья, то есть период обучения. Второй, Грисатха — семейная и рабочая жизнь. Ванапрастха — уход от бытовых и мирских дел, время, когда человек начинает посвящать себя духовным поискам, паломничеству по святым местам, ритуалам и так далее. Санньяса — полное посвящение себя духовным практикам, отречение от материального мира.

Характерным для индуизма является разделение на сословия . Так все люди, по мнению индуистов, делятся на четыре «варны»: Брахманы (священники, учителя), Кшатрии (воины, правители, высокопоставленные люди), Вайшьи (торговцы, земледельцы, купцы) и Шудры (слуги, рабочие, люди низшего сословия). Принадлежность человека от рождения к тому или иному сословию считается наследием кармы, то есть заслугами в прошлых жизнях.

В современном мире индуистские формы верований принимают не только коренные жители Индии, но и люди из других стран. Индусы вовсе не против этого и охотно принимают в свои ряды иностранных граждан, которые желают приобщиться к древней вере в Индийских Богов, следовать учениям Вед, и идти по пути самосовершенствования.