Open
Close

Новая школа. Период адаптации

Смена места учебы - это в большинстве случаев стресс, период адаптации может занять около двух месяцев, а иногда и больше. Поэтому в этот сложный психоэмоциональный период важна поддержкародителей .

Самое главное, что могут сделать родители в период адаптациишкольников - дать ребенку чувство уверенности в том, что родители готовы поддержать его, и что он может обратиться к ним с любым вопросом, если у него возникнут трудности», - отмечает методист-психолог ГК «ЛАНИТ Образование» Ольга Богаенко.

Сообщить максимум информации

Самое страшное и волнительное - это, как правило, неизвестность. Поэтому чем больше информации о новом месте - тем лучше. Когда специалист устраивается на новую работу, он старается побольше узнать о компании, в которой ему предстоит работать. По тому же принципу родители выбирают школу для своего ребенка, стараясь узнать, какая там программа, хорошие ли учителя , чем кормят в столовой.

«Чувство тревоги появляется, когда много неизвестной информации. Чтобы уменьшить эту тревогу, ребенку важно получить практическую информацию о новой школе: как она выглядит, сколько уроков будет каждый день и т. д. Можно провести экскурсию по территории школы, ознакомиться со школьной интернет-страничкой. Помогите ребенку разобраться со школьными правилами и обязанностями: зачем нужно каждое из них и почему их важно соблюдать», - советует Богаенко.

Мой дом - моя крепость

«Погода в доме», как ни странно, тоже очень важна, психологический комфорт в семье поможет пережить адаптационный период в новой школе . В сложный период адаптации к школе ребенку требуется повышенное внимание - родитель обязан стать ему настоящим другом, ведь в новой школе у ребенка не сразу появятся друзья, рассказывает педагог-психолог по работе с дошкольниками в Образовательном центре «Аристотель» Полина Леонова.

«Как бы строго не относились к ребенку учителя, дома он должен получать поддержку, иметь возможность расслабиться и отдохнуть . Родителям необходимо много общаться с ребенком, интересоваться проблемами, конфликтами и трудностями своего чада, искать вместе пути их решения», - говорит специалист.

Она призывает не давить и не требовать от ребенка быстрых успехов в новой школе. Кроме того, важно не сравнивать его с другими детьми, при этом ребенка стоит правильно и адекватно хвалить за его личные явные успехи.

«Ребенку труднее приспособиться к новой школе, если это событие связано с переменами, такими как переезд в другой город, развод родителей, смерть близкого человека. Необходимо поддерживать ребенка в желании общаться со старыми друзьями, приглашать друга в гости или общаться посредством сети интернет», - добавила Богаенко.

Поиграть в школу

На самом деле, проводы в школу, которые часто устраивают в старших группах детских садов , довольно неплохая идея. Конеева рекомендует провести беседу с ребенком о том, что обучение в школе - это очень важный этап в жизни каждого человека, и от того, какие знания он получит, будет зависеть выбор профессии . Можно также поиграть с ребенком в игру «Школа», в которой он должен побывать в роли учителя и ученика.

Такая «игра» может быть актуальна и для подростков, у которых часто возникают трудности «признания» в новом коллективе. Психологи предлагают проиграть и обсудить различные ситуации, которые могут возникнуть в классе, чтобы у ребенка не было страха социальных контактов.

Ну а если ребенок боится и не хочет идти в новую школу, родителям необходимо понять, с чем связаны его страхи: страх быть непринятым классом, боязнь новых учителей, стеснительность и сложности в установлении контакта со сверстниками.

«Для того, чтобы минимизировать такие тревоги, можно заранее проиграть с ребенком различные ситуации, которые могут ожидать его в первый день. Обсудите с ребенком, как он может завязать знакомство, что сказать и как реагировать. Расскажите о своем опыте вхождения в новый коллектив, о страхах и переживаниях, которые вы испытывали, и о том, как вы сами справлялись с этой ситуацией», - советует Богаенко.

Создать позитивный настрой

Положительные воспоминания о школе , рассказанные родителями, помогут снять напряжение, можно устроить небольшой праздник накануне 1 сентября, даже подарить ребенку что-нибудь символическое на удачу.

«Очень важно не заразить ребенка своей тревожностью перед школой. Помните, мандраж родителя подсознательно улавливается и передается, особенно малышу. Рассказывайте ребенку только положительные моменты, касающиеся школы, заряжайте его радостью и светлыми воспоминаниями», - уверена Леонова.

После первого посещения школы обязательно стоит спросить ребенка о том, как прошел его первый день, с кем он подружился, что хорошего у него произошло. Эксперты также рекомендуют родителям участвовать в школьной жизни, интересоваться тем, что происходит в школе, общаться с учителями.

«Накануне помогите ребенку собраться в школу, чтобы не возникло неловких моментов из-за забытых вещей. В первый день разбудите ребенка пораньше, чтобы у него было достаточно времени умыться, одеться, спокойно позавтракать. Не одевайте ребенка чересчур ярко и необычно, так он будет привлекать к себе слишком пристальное внимание. Можно заранее узнать, какая форма одежды наиболее популярна в новом классе», - отмечает Богаенко.

Обеспечить неформальное общение вне школы

Леонова уверена, что родителям также стоит простимулироватьувлечения школьника . Дополнительные занятия, кружки и секции помогут справиться с тоской по старой школе и привлекут внимание ребенка к новой.

«Будет особенно здорово, если такие дополнительные занятия будут проходить именно в самой новой школе, это также поможет поскорее влиться в новый коллектив и не стать белой вороной», - уточнила она.

Кроме того, важно поощрять общение ребенка со сверстниками. Например, можно организовать неформальное мероприятие вне школы с одноклассниками: чаепитие дома, поход в кино, экскурсию. В таких условиях будет легче завести друзей и почувствовать себя более уверенно в коллективе.

Для взрослого и независимого человека изменение окружения является стрессовой ситуацией. А для подростка незнакомые лица, смена круга общения, различия в стандартах обучения и оценивания могут стать непосильным испытанием, ведь ребенок не только сталкивается с изменениями, но еще и тоскует по оставленному в старой школе коллективу.

Задача родителей – максимально облегчить процесс привыкания, вот только многие не знают, как помочь ребенку адаптироваться в новой школе и просто бросают ситуацию на самотек, мотивируя тем, что «уже не маленький, сам разберется». Подобная халатность зачастую приводит к стрессам и психологическим проблемам.

Как это ни удивительно, но наши почти взрослые дети, намного хуже справляются с проблемой под названием «новая школа», чем малыши, ведь те, в отличие от учащихся средних и младших классов, охотно принимают в свои ряды новичков. И дело тут далеко не в характере вашего подростка, ведь не редки случаи, когда придя в новый коллектив, заводила и лидер так и не находил себе места, оказываясь в самом низу школьной иерархии. А уж тихоням и скромнягам без родительской поддержки тем более не обойтись.

Причин перехода в новую школу может быть множество от выбора более престижного учебного заведения до переезда в другой город или район. Но, как бы там ни было, постарайтесь организовать перевод таким образом, чтобы ребенок пошел в новую школу с начала учебного года. В таком случае адаптироваться к школьному ритму будет не только ваше чадо, его будущие одноклассники так же будут слегка растеряны после продолжительных каникул, в таких условиях вливаться в коллектив станет намного легче.

Тема перехода – не табу

Ни в коем случае не превращайте предстоящую смену учебного заведения в секрет. Эта тема должна быть открыта и обсуждаема. Не смотря на то, что переход в другую школу – обычное дело, по статистике с ним сталкивается примерно каждый третий ребенок, сопротивление и негатив с его стороны, также являются закономерностью. Так что, если ваш ребенок идет в новую школу, лучшее, что вы можете предпринять – подготовить его к этим переменам.

Постарайтесь максимально привлечь ребенка к процессу выбора новой школы. Если речь идет о переезде в другой район или город и ваши запросы удовлетворяет несколько учебных заведений, то, особенно если речь идет о подростке, наиболее оптимальным выходом, будет позволить ему самостоятельно выбрать будущее место учебы. Для этого составьте список доступных школ, обсудите вместе особенности каждой из них, взвесьте плюсы и минусы. Это сделает ваше почти взрослое чадо намного счастливее, ведь осознание того, что с тобой считаются, учитывают твое мнение и потребности крайне важно.

Вот несколько советов, способных помочь смирится с необходимостью перехода:

Заблаговременно обсудите необходимость перехода;
информацию подавайте исключительно в позитивном ключе;
попросите ребенка написать три списка: с его ожиданиями, потребностями и опасениями, связанными с новой школой.

Обсудив грядущую смену школы и позволив своему ребенку выразить свои опасения и негативные чувства, вы сможете увидеть ситуацию его глазами. Показав собственное отношение к вопросу переезда, вы тем самым успокоите его, дадите возможность свыкнуться с переменами.

Прозондируйте почву

Соберите максимум информации о выбранном учебном заведении, тем более что в век цифровых технологий это сделать совершенно не сложно. Большая часть учебных заведений имеет собственные веб-сайты, группы в социальных сетях, позволяющие изучить общую образовательную концепцию, программы и планы обучения, информацию о проводимых мероприятиях, таких как День открытых дверей. Чаще всего на указанных ресурсах можно найти не только имена руководящего состава школы, учителей, но и их фотографии, краткую биографию, согласитесь, что данная информация лишней не будет перед непосредственным посещением.

Предметом вашего мини-исследования должен стать и предстоящий маршрут, которым ребенок будет добираться в школу, выберите для него наиболее оптимальный.

Рыскать по сайтам не обязательно в одиночестве, ребенку также будет интересно узнать больше о предстоящем месте учебы, посмотреть фотографии, видео материалы с открытых уроков, школьных внеклассных и спортивных мероприятий.

Посетите вместе с ребенком выбранную школу

Обязательно познакомьтесь с директором школы и будущим классным руководителем. По возможности обговорите с ними возможность дальнейших встреч в течение первых нескольких недель после начала учебного года, для того, чтоб вы могли узнать, как идут дела. В некоторых школах разрабатывается стратегия адаптации новичков, уточните о ее наличие.

В обязательном порядке уточните о необходимости приобретения учебников, школьной и спортивной формы. Во многих учебных заведениях эти вопросы строго регламентируются.

Если же форма одежды учащихся свободная, обговорите с классным руководителем, как обычно одеваются учащиеся. Согласитесь, что первое впечатление значит много, ребенок в новой школе, где большинство учеников ходят в кедах и джинсах, будет смотреться странно в строгом костюме. Его внешний вид не должен стать поводом для насмешек.

Адаптация ребенка в новой школе пройдет легче, если вы вместе с ним изучите ее территорию и планировку. Это поможет узнать местонахождение важных объектов, таких как спортзал, столовая, медкабинет, библиотека и тому подобных. Первый день часто сопровождается неврозом и неразберихой, подобная экскурсия поможет избежать неприятных ситуаций, подарит уверенность в себе.

При наличии у ребенка особых потребностей, обговорите с руководством школы существующие программы поддержки. Если язык преподавания не является для ребенка родным, обсудите наличие программ и услуг, облегчающих адаптацию. По возможности, получите расписание занятий, чтобы иметь возможность контролировать успеваемость и быть в курсе событий.

Обсудите с ребенком, как ему предстоит добираться в школу и домой. Покажите, откуда вы его будете забирать, где находится ближайшая остановка общественного транспорта, какие именно его виды подходят. Если планируется, что ребенок будет добираться в школу самостоятельно, не лишним будет совершить «пробный вылет». Узнайте о наличие внеклассных кружков и секций, которые ваш ребенок сможет посещать.

Помогите сформировать круг общения

Когда ребенок перешел в новую школу, для родителей очень важно помочь ему сформировать новый круг общения. Для этого, по возможности, еще до начала учебного года, запишите ребенка в пришкольный летний лагерь, близлежащие секции или кружки. Встретив за партами знакомые лица, подросток будет чувствовать себя уверенней.

По мнению психологов, следует всячески поддерживать общение ребенка с бывшими одноклассниками, если вы просто сменили район, то предложите пригласить их в гости, сходить вместе в кино или на прогулку. При смене города или страны, напомните ребенку, чтобы он не забыл оставить друзьям свои контакты в социальных сетях и месенджерах, свой почтовый адрес. Так принять ситуацию со сменой школы будет намного проще, ведь поменяется только коллектив, а прежний круг общения останется.

Общение с новыми одноклассниками всячески поощряйте, разрешите позвать ребят в гости, возможно, даже устроить небольшую вечеринку или pizza-party в честь знакомства. Однако подобное мероприятие ни в коем случае не должно выглядеть как попытка покупки дружбы и внимания.

Если в классе, к примеру, есть устоявшаяся традиция каждые выходные посещать кинотеатр или организовывать вылазки на природу, то поощряйте ребенка на посещение этих мероприятий. Запланированный визит к бабушке или поездка на дачу вполне могут перенестись на другой день. Правда, поддерживать мы рекомендуем только традиции положительной направленности, если в классе заведено, допустим, регулярно прогуливать физкультуру, а вместо нее пить пиво на лавочке в близлежащем дворе, всячески пресекайте подобное общение, вплоть до встречи с классным руководителем и руководством школы.

Будьте опорой, но не душите опекой

Когда ваш ребенок в новой школе, помочь ему адаптироваться в большинстве случаев может помочь ваша поддержка и забота. Пусть семья станет той бухтой спокойствия и равновесия, в которой можно укрыться от проблем и невзгод.

Первое время избегайте давления, данное требование касается всех сфер жизни от успеваемости до домашних обязанностей. С вашей стороны должна чувствоваться поддержка и понимание, а не постоянные упреки, придирки и нотации. Покажите, что сами вы на 100% уверены в том, что у вашего чада все получится, но не потому что равнодушны к его судьбе, а потому что не сомневаетесь в его силах и способностях.

Не забывайте напоминать своим детям о других «первых» испытаниях, успешно ими уже пройденных. К примеру, о первой поездке в пионерский лагерь, возможно ребенок помнит свой первый день в детском саду. Напоминание о подобных успехах, поможет в понимании того факта, что перемена школы – первый шаг на пути к встрече с новыми друзьями или получении новых навыков, умений. Такая позиция позволит укрепить доверие и напомнить ребенку, что риск перемен обязательно окупится.

Адаптация ребенка в новой школе пройдет легче, если вы не будете действовать за его спиной. Пусть даже из самых лучших побуждений, но не обсуждайте его с одноклассниками, слава «маменькиного сынка» еще никому не помогла завоевать много новых друзей. Безусловно, бывают случаи, когда ваше вмешательство является необходимым, но предварительно, тщательно взвесьте все за и против.

Установите режим

Новая школа – почти всегда означает смену привычного режима, включающего утренние процедуры, дорогу до школы и возвращение домой. Урегулирование ежедневной рутины поможет в установке стабильных внутрисемейных отношений. Именно это чувство дарит детям устоявшийся распорядок дня.

День школьника должен начинаться с питательного завтрака, при этом должно оставаться достаточно времени на сборы и дорогу до школы, ведь спешка увеличивает стресс и нервозность в этот и без того не простой период. Выделите определенный блок времени на выполнение домашних заданий, это уменьшит усталость по вечерам и психологическую нагрузку. Не разрешайте ребенку засиживаться по вечерам, у него должно оставаться достаточно времени на сон.

Убедитесь, что у ребенка настроен собственный будильник, первые дни проконтролируйте его сборы, чтобы в школу он отправлялся с необходимым набором канцтоваров, учебников, формой для спортивных занятий. В случае необходимости окажите помощь с выполнением домашних заданий.

Сотрудничайте с классным руководителем

Успеваемость ребенка – явный индикатор того, как проходит его адаптация. Конечно же, не совсем разумно ожидать отличных оценок буквально в первые дни в новой школе. Однако если бывший отличник вдруг превратился в «глухого» троечника и ситуация с течением времени никак не исправляется, не пускайте процесс на самотек. Так может сложиться из-за более серьезного уровня преподавания материала в новом учебном заведении, тогда, возможно, ребенку необходимы дополнительные занятия или репетитор. Либо ваше чадо решило, что не хочет выделяться из толпы и сознательно «хватает» плохие оценки, лишь бы не прослыть ботаником, тогда поможет только серьезный разговор с растолкованием неразумности подобного поведения.

Если ситуацию не удается наладить своими силами, не стесняйтесь обращаться к классному руководителю. Контроль психологического климата в классе входит в круг его должностных обязанностей. Скорее всего, у учителя есть наработки касательно того, как ребенку адаптироваться в новой школе. Верьте в свое чадо, поддерживайте, помогайте и все получится!

Иногда так складываются жизненные обстоятельства, что ребенку приходится переходить в другую школу: переехали на другое место жительства, перевелись в более сильную школу, конфликт с одноклассниками или учителями, не устраивают методы обучения и т.д. В любом случае для ребенка (да и для родителей) смена школы – это сильный стресс.

Чем могут помочь ребенку родители в этой ситуации?

Прежде всего, вопрос о переезде и переводе в другую школу с самого начала должен обсуждаться на равных всеми членами семьи. Рассказывайте, что послужило причиной этому, каких положительных результатов ожидаете. Ребенок должен принимать участие в принятии решения. В этом случае он будет чувствовать себя увереннее на новом месте, так как он сам выбрал этот путь, а не выполнил приказ родителей.

По возможности лучше перейти в другую школу в сентябре, когда в класс приходят и другие новенькие, да и старожилы не виделись целое лето.

Особенно тяжелое в плане адаптации первое время. В прежней школе и учителя, и одноклассники хорошо знали вашего ребенка. А теперь придется все начинать с нуля, завоевывать авторитет, доказывать на что способен.

Если ребенок общительный, легко контактирует со всеми людьми, то он быстро найдет общий язык с новыми одноклассниками. А вот если, наоборот, молчаливый, замкнутый, от вас потребуется постоянная поддержка. Спрашивайте у него, как прошел день, какие внешкольные мероприятия планируются и каким образом можно принять участие в них. Выслушайте его внимательно, дайте выговориться, затем, при необходимости, посоветуйте, посочувствуйте. Ведь он попал в класс, где уже выстроены отношения, есть свои лидеры и отверженные, и ему приходится вновь утверждаться как личность. А сделать это очень непросто.

Он потерял привычный коллектив, реже видится с друзьями, знакомыми. Объясните, что они же не исчезли, не забыли его. Он может с ними часто созваниваться, переписываться, посещать кружки, секции, курсы, проводить свободное время. Плюс появятся новые друзья.

Расскажите, как вы налаживали отношения в новом коллективе, что чувствовали, как действовали. Пусть ребенок видит, что не только для него это некомфортное, трудное время, но и для всех, меняющих место работы, учебы. Всем нужно время для акклиматизации в новом коллективе.

Не лишне будет напомнить и о ребятах, которые едут учиться по обмену вообще в другую страну. Каково им? Новая страна, язык, класс. Да еще и одни, без родителей.

Первое время не требуйте от ребенка хорошей успеваемости, возможно, что поначалу она и снизится. Убеждайте его, что все будут хорошо, все получится, и вы даже не сомневаетесь в этом.

Если ребенок замкнут, постоянно расстроен, не делайте вид, что не замечаете этого. Проблема сама собой не исчезнет, не решится. Расспросите о причине такого состояния, заверьте, что вы всегда на его стороне. И если отношения с ребятами, учителями в новой школе не сложатся, вы все вместе обязательно придумаете, как решить эту проблему, потому что для вас очень важно, чтобы ему было комфортно учиться и хотелось идти в школу.

А как себя вести ребенку? Ведь он оказался один среди чужих? Как стать своим?

Не стоит сразу всех новых одноклассников считать своими врагами и относится ко всем с недоверием, предвзято. Ведь в этом случае любое их слово или действие можно расценить как проявление недружелюбия. Но и ждать всеобщего признания, что примут как долгожданного друга в первое время не стоит. Ребята будут присматриваться к новичку, проверять, как он поступит в том или ином случае.

В каждом коллективе, естественно, имеются свои устоявшиеся правила и порядки. Нужно попытаться их понять и считаться с ними. И если начать сразу устанавливать свои правила игры, можно остаться в одиночестве.

Сначала, конечно, необходимо познакомиться с ребятами из класса, постараться запомнить их имена (людям всегда приятно, когда называют по имени).

Приходя утром в класс, обязательно поздороваться (вполне достаточно сказать «Привет!» всем).

Присмотреться, как принято одеваться, какая манера общения, как выстраиваются отношения.

Будь приветлив, улыбчив (но в нужный момент). Угрюмых, насупившихся, вечно сердитых обычно стараются обойти стороной.

Если кто-то забыл какой-нибудь школьный предмет (ручку, линейку и т.д.), а у тебя есть – одолжи. Но не торопливо, угодливо, а спокойно, с достоинством (но не заносчиво и высокомерно).

Спрашивай, если не знаешь чего-то, рассказывай о себе (но ненавязчиво), о том, как было в прежней школе (но без сравнений с этой), о своих увлечениях. Всегда найдутся ребята, увлекающиеся тем же (той же музыкой, искусством, видом спорта и т.д.). Наладьте с ними отношения. Но не делайте это слишком напористо.

Естественно, ни о ком не сплетничай, резко не высказывайся. Злословие – самый легкий способ нажить себе врагов.

Вообще первое время не стоит быть особенно активным, нужно посмотреть на жизнь класса как бы со стороны, понять, как расставлены силы, и кто есть кто. Надо быть самим собой, не заискивать, не стараться во всем услужить, предугадывать все желания. Таких ребят в школе обычно не любят.

От того, как ребенка примут в новом коллективе, зависит комфортность обучения. Вряд ли хочется учиться в напряженной обстановке.

Успешная адаптация в новом коллективе запомнится, и этот жизненный опыт пригодится в будущем при обучении в других учебных заведениях, при устройстве на новое место на работы.

Для любого ребенка адаптация в новом коллективе – это непростой процесс. Все зависит от особенностей личности и воспитания. Сложнее всего привыкают к новым людям и находят себе друзей замкнутые и застенчивые дети. Любой коллектив через некоторое время распадается на «кучки», где в каждой формируется свой неформальный лидер и манера взаимоотношений. Те, кто не примыкают никуда, становятся изгоями.


Чтобы помочь преодолеть малышу адаптацию в новом коллективе, установите с ним прочный эмоциональный контакт. Ребенок должен доверять вам и не замыкаться в себе при возникновении сложной ситуации. Наблюдайте первое время за ним, если что-то не так, это будет видно сразу. Обычно в этом случае ребенок становится замкнутым, агрессивным и плаксивым. Чтобы урегулировать ситуацию, нужно сделать следующее:


Постараться выйти на откровенный разговор с малышом;


Поговорите или учителем о возникшей ситуации;


Наладьте дружеские контакты с родителями друзей вашего ребенка, чтобы получить дополнительную информацию;


Больше общайтесь с ребенком, посетите психолога;


Не вмешивайтесь в его отношения со сверстниками, пусть он учится находить выходы из сложных и конфликтных ситуаций сам;


Подбадривайте его, приведите примеры из своей жизни, пусть он не чувствует, что одинок в своей проблеме.


Процесс построения гармоничных дружеских отношений с другими людьми непрост. Человек учится этому всю жизнь, начиная с детства. Поэтому старайтесь всячески поддерживать ребенка в этих начинаниях.

Самое сложное позади - вы прошли собеседование, и та работа, о которой вы мечтали, уже ваша. Но все-таки на душе вместо долгожданной радости какой-то страх. И это совсем не означает, что вы плохой работник или заболели, все это связано с тем, что влиться в новый коллектив, где все уже всех знают, очень сложно. В такой ситуации даже самый раскрепощенный и коммуникабельный человек может превратиться в зажатого и необщительного.

Многие исследователи признают, что существует моббинг, то есть травля новичков. Это приносит неудобства как сотруднику, так и самой организации, поэтому в последнее время стало активно развиваться обучение специалистов, которые помогают пройти успешное вливание в коллектив. Но если при трудоустройстве на работу таких специалистов нет, то это не означает, что необходимо загонять себя в угол. Нужно здраво посмотреть на ситуацию, ведь все выживают после знакомства с новым коллективом. Для того чтобы адаптироваться и сохранить нервы, стоит успокоиться и соблюдать такие правила:

Даже если после двух дней на новом месте у вас не будет друзей, это не беда. Ведь новичку требуется пара месяцев, чтобы окончательно влиться в новый коллектив.

Во время первого рабочего дня большинство людей считают, что проявление вежливости значит, что вы мягкий и бесхарактерный человек. Совсем наоборот, требуется проявлять искренность, доброжелательность к новым коллегам. В дальнейшем следует научиться и свою позицию высказывать, но при этом не обижая других.

Неформальное общение, это отличный способ преодоление ряда комплексов и неуверенности. Официальное общение сковывает не только вас, но и других. Поэтому после недели, проведенной на новой работе, пригласите коллег в кафе или к себе домой, узнав личные вещи о сотрудниках, вы станете своей рыбкой в этом океане.

Как влиться в коллектив при смене школы, класса, по возвращении с каникул? Как помочь ребенку, если есть конфликты с одноклассниками?

Мы попросили трех экспертов-психологов нашего сайта дать комментарии по проблемам адаптации школьника в коллективе.

Ирина Юрьевна Таранова, детский психолог «Центра развития ребенка» :

Начало нового учебного года – это всегда стресс для ребенка: осень, смена режима дня, ежедневные умственные нагрузки, возрастание возлагаемой на ребенка ответственности… Особенно сложно тому, кто попадает в новый коллектив. От того, насколько успешно и легко ребенку удастся адаптироваться в новом коллективе, зависит во многом его дальнейшая социальная жизнь, его умение выстраивать отношения. Если у ребенка есть такие проблемы, как застенчивость, неуверенность в себе, сложности установления контакта со сверстниками – то необходимо начать над ними работу как можно раньше, еще до того, как ребенку предстоит войти в новый коллектив. С подобного рода проблемами поможет справиться детский психолог.

Узнать, что ваш ребенок переживает стресс, несложно: у ребенка появляются нарушения сна, теряется аппетит, ребенок с большой неохотой садится за домашнее задание, перестает рассказывать о школе, начинают возникать проблемы и с поведением в школе. В этом случае ребенку необходимы дополнительная помощь и поддержка, и если вы чувствуете, что справиться с проблемой будет не так просто, не стесняйтесь обратиться за помощью к школьному или детскому психологу.

Как помочь ребенку справиться со сложностями адаптации?

Во-первых, необходимо понять, в чем конкретно ребенок испытывает трудности: сложности установления контакта с незнакомыми людьми, страх быть непринятым в коллективе, боязнь новых учителей, неумение представить себя в коллективе и т.д. Самый простой способ понять это – поговорить с ребенком, продемонстрировав свое желание и готовность помочь ему. Поделитесь с ребенком своим опытом. Наверняка вы сами сталкивались с такой же проблемой при переходе в новую школу, при поступлении в университет или другое учебное заведение, при устройстве на работу. Расскажите ребенку о своих переживаниях и страхах, которые вы испытывали, когда оказывались в новом коллективе, и о том, как вы справлялись с этой ситуацией.

Во-вторых, попробуйте организовать неформальное мероприятие вне школы с одноклассниками вашего ребенка. Это может быть праздник осени, поход в парк с родителями, пикник на природе, чаепитие у вас дома. В таких условиях ребенку легче начать общение со сверстниками, завести друзей, почувствовать себя более уверенно в коллективе.

В последнее время все большую популярность завоевывают группы для детей по развитию умения общаться, цель которых – научить ребенка взаимодействовать с окружающими, помочь ребенку обрести уверенность в себе, преодолеть социальные страхи, страхи общения.

Помните, что в адаптации ребенка к новым условиям, новому коллективу, новым требованиям, которые предъявляются извне, важнее всего – родительская любовь и поддержка. Именно благодаря родительской поддержке, принятию, у ребенка повышается уверенность в себе, и ему легче справиться со всеми «сюрпризами», которые преподносит взрослая жизнь. Ведь именно сейчас ребенок, как объект социального взаимодействия, впервые осознает, что жизнь в обществе строится по определенным законам, кто-то хочет с ним дружить, а кто-то нет, в любом коллективе есть лидеры, а кто-то оказывается на нижней ступеньке иерархии, за успех и свое «место под солнцем» необходимо бороться. Чаще всего это открытие оказывается неожиданным и непростым для школьника, поскольку родители, как правило, к этому не готовят.

Анна Безингер, монтессори-педагог, психолог:

1. Ребенок сменил школу/класс.
Для начала важно тщательно собирать ребенка в школу, чтобы не возникало неловких ситуаций из-за забытых вещей или чего-то подобного, ведь чтобы начать общаться с новыми людьми, надо чувствовать себя достаточно комфортно. Можно заранее поговорить с учителем и попросить его представить ребенка классу или, наоборот, не делать этого, если вы знаете, что для вашего чадо это будет только лишним стрессом. С ребенком тоже важно поговорить, настроить его, что, возможно, с первого дня будет не так просто с кем-то подружиться, и попробовать обсудить, как ребенок может завязать знакомство, что сказать и как реагировать.

2. Ребенок возвращается в класс, где отношения не ладились.
Важно настроить ребенка, что за лето многое могло измениться, ребята выросли, появились новые интересы, и в этом году отношения могут сложиться иначе. Помните, что очень многое зависит от настроя: если ребенок будет бояться и закрываться от общения, то шансов почти нет, если же будет позитивен, то многое может получиться намного легче. В этом случае тоже можно поговорить с педагогом и попросить его помочь вашему ребенку в налаживании отношений с ребятами.
Возможно, стоит обратиться к психологу, чтобы разобраться почему возникли сложные отношения, и помочь ребенку в дальнейшем строить их так, как ему бы хотелось.

Татьяна Маркова, детский и семейный психолог, специалист в сфере семейного жизнеустройства:

1. Ребенок меняет класс или школу.
Смена места учебы – ситуация для большинства детей стрессовая. Когда младший школьник приходит в сложившийся коллектив, ему приходится решать ряд задач.

Во-первых, адаптироваться к новому учителю. Для детей младшего школьного возраста учитель является несомненным авторитетом. При его непосредственном участии у ребенка формируется новая позиция – позиция школьника, которая связана с повышением произвольности в поведении, принятием на себя новых обязанностей, перераспределением времени в течение дня и т.д. Ребенок ориентируется на оценку учителем как самого себя, так и своей деятельности. А поскольку тактика у каждого педагога своя, то при смене места учебы ребенку приходится приспосабливаться к новым правилам, а это непросто.

Во-вторых, происходит адаптация ребенка к коллективу сверстников. В начальной школе дети продолжают игровую деятельность, за счет которой им легче установить контакт друг с другом. Младшие школьники в этом отношении более непосредственные, чем, скажем, младшие подростки. Поэтому, если учителем транслируется позиция принятия новичка, то коллектив примет его достаточно безболезненно. Если ваш ребенок обладает природной скромностью и сам с трудом идет на контакт даже при принятии его другими детьми, вы можете организовать что-то вроде праздника, приуроченного к его приходу в новый класс или школу. Это будет хорошим поводом собрать детей вместе, познакомиться с их родителями и создать благоприятное пространство для общения и совместной деятельности детей. Это и некоторый маркер для определения нового этапа в жизни ребенка.

Для младшего школьника ведущей становится учебная деятельность, поэтому для него важен его статус ученика и все, что с ним связано. Поэтому интерес родителей к школьным делам ребенка является для него не просто важным, но необходимым. Лишь на первый взгляд вопросы «Чем вы сегодня занимались на уроках?», «Какие оценки ты сегодня получил?» кажутся простыми и банальными, повторяясь изо дня в день. Для ребенка школьная деятельность является линзой, через которую преломляется его представление о себе: через успешность в школе формируется его самооценка и самоотношение.

2. Ребенок возвращается в класс, где у него в прошлом году были проблемы с одноклассниками.
Рассмотрим ситуацию, когда ребенок возвращается после длительного промежутка времени (например, каникул) в коллектив, где его не принимают по тем или иным причинам. Самая первая реакция, которую ребенок, скорее всего, продемонстрирует, – это нежелание идти в школу, то есть избегание неприятной ситуации. Это самый простой способ выхода из стресса, и пользуются им не только дети, но и взрослые. Представьте, если при этом вы будете насильно возвращать в эту ситуацию ребенка. Как минимум, он будет испытывать сильный дискомфорт и станет хуже учиться. И совсем нехорошо, если на этом фоне у него появится психосоматическая симптоматика.

Чтобы этого не допустить, важно прежде всего выяснить суть конфликта у самого ребенка и у учителя. Учитель, как мы помним, является главной фигурой в коллективе младших школьников, поэтому здесь ему необходимо проявить педагогическую мудрость и помочь детям разобраться в ситуации конструктивно. Если учителю удастся переформулировать ситуацию, например, в контексте помощи (сравните: «Ребята, Ваня дерется/ворует, а драться/воровать нехорошо. Он поступает плохо!» и «Ребята, Ваня дерется/ворует, потому что ему не всегда удается справляться с тем, что на него находит злость/хочется что-то взять у другого. Давайте ему в этом поможем!»), то конфликт будет решить проще.

От родителей в этой ситуации требуется удерживание баланса между ожиданием и включенностью в решение вопроса. Не стоит брать на себя слишком много, активно решая ситуацию с привлечением родителей, всевозможных служб, директора и вызывая на очную ставку детей (мы не говорим сейчас о ситуации, когда, например, есть реальная угроза здоровью ребенка). Но и не стоит обесценивать чувства ребенка и насильно «заталкивать» его в школу («Придумываешь», «Не обращай внимания», «Будь умнее их, промолчи»). Так вы рискуете отбить охоту учиться на все оставшиеся годы. Здоровое участие в решении вопроса в кооперации с педагогом (и по возможности со школьным психологом) будет гораздо эффективнее.